Николай Изволов закончил киноведческий факультет ВГИК и в 1991 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Взаимосвязь эстетических и внеэстетических факторов в эволюции кинематографа ранних лет (1895-1932)». Большая часть этой диссертации была опубликована в виде статей в отечественной и зарубежной кинопериодике, а также изложена в докладах на международных научных конференциях и кинофестивалях в Москве, Париже, Амстердаме, Кельне, Утрехте, Роттердаме, Кардиффе, Лейпциге и др. В 2001 году Николай Изволов опубликовал свою диссертацию под названием «Феномен кино. История и теория».
В период с 1991 по 2001 год Николай Изволов работал в Музее кино, занимал должность проректора по творческой работе ВГИКа, преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов, снялся в фильмах «Анна Карамазофф» (реж. Р. Хамдамов, 1991), «Михаил Цехановский: динамическая графика» (реж. С. Серёгин, 1993), «Последний большевик» (реж. К. Маркер, 1993).
В 1996 году большой отклик в научных кругах вызвал выход в свет каталога дореволюционного документального кино Вениамина Вишневского. Легендарный каталог был издан под научной редакцией Николая Изволова. Тогда же Николай Изволов приступил к своим опытам по реконструкции «погибших фильмов» («Ленинская киноправда», реж. Д. Вертов, 1925).
Реконструкции Изволовым фильмов «Держи вора!» (реж. А. Медведкин, 1931), «Тит, или Сказ о большой ложке» (реж. А. Медведкин, 1932), «Проект инженера Прайта» (реж. Л.Кулешов, 1918), «Пьянство и его последствия» (научно-популярный фильм студии А.Ханжонкова, 1913) сначала вызвали споры, а потом были признаны одной из наиболее перспективных практик современного киноведения. Сегодня Изволов продолжает разработку именно этого направления в НИИ Киноискусства, где руководит отделом истории отечественного кино.
В 2001 году на архивном фестивале «Белые столбы» Николай Изволов был признан лучшим киноведом года. Наша беседа состоялась как раз через несколько дней после этого события.