Проникновенная «Вечная память» Майте Альберди — это пронзительный роман, который служит метафорой диктатуры Чили.
Когда чилийский режиссер Майте Альберди решила задокументировать влияние болезни Альцгеймера на супружескую пару Аугусто Гонгора и Паулу Уррутиа, она рассчитывала не торопиться. «Я рассчитывал снять фильм на 10 или 20 лет», — сказал режиссер перед премьерой. Сандэнс премьера. «Мои продюсеры всегда хотели знать, каков крайний срок. Я действительно хотел быть с ними до конца».
Как оказалось, номинированный на «Оскар» режиссер «Агента крота» достиг этой точки гораздо быстрее, чем ожидалось. Изоляция пандемии означала, что Гонгора, уважаемый журналист, известный своими репортажами о диктатуре Аугусто Пиночета и ее последствиях, потерял связь с реальностью в ускоренном темпе. «Мы не ожидали, что его состояние так быстро ухудшится, — сказал Альберди. «12 месяцев в году были как 12 лет, учитывая, как он потерял свой словарный запас и подвижность». В какой-то момент Гонгора сказал, что ему казалось, что его больше нет. «Для нас это было действительно ясно», — сказала она. «Он сознавал, что его там нет».
Связанный
Связанный
В результате получилось одно из самых личных изображений болезни Альцгеймера, когда-либо снятых на камеру, пронзительная история брака и национальная метафора. Поскольку Альберди собрал около 40 часов отснятого материала в дополнение к еще 20, которые Уррутия снял, когда пара была одна, фильм вышел за рамки интимной драмы и показал, как историческая травма диктатуры может исчезнуть со временем. Даже когда Гонгора начинает забывать свое окружение, он, кажется, вспоминает борьбу прошлого в мельчайших подробностях, включая убийство своего коллеги. Он также очень подробно вспоминает, как реагировал на тысячи людей, пропавших без вести во время правления Пиночета.
«Это создало для меня всю идею памяти в фильме», — сказал Альберди. «Вы должны воссоединиться с исторической памятью через боль и сочувствие».
Альберди впервые столкнулся с парой в 2018 году, когда преподавал в чилийском университете, где Уррутия руководил местными постановками. Посещая репетицию, Альберди заметил, что Уррутия позволяла мужу сидеть в комнате и задавать вопросы о том, что происходит вокруг него, когда он запутывался. Казалось, им было весело вместе, несмотря на его явное слабоумие. «Я была полностью сосредоточена на том, как у них могут быть любовные отношения, как у них может быть желание, несмотря на потерю памяти», — сказала она. «Я не мог поверить, что они все еще пара».
Гетти Изображений
“Вечная память» прибывает в Sundance в поисках распространения в США, поскольку в Чили происходят масштабные институциональные изменения, включая повторяющиеся попытки пересмотреть свою конституцию для новой демократической эры. В фильме запечатлены быстрые потрясения в стране, а борьба пары говорит о желании сохранить точку опоры в мире, который свел их вместе. В первой сцене Уррутия, актриса-ветеран и бывший министр культуры, просыпается со своим мужем, чтобы объяснить свои отношения и любовь друг к другу, как она делала много раз раньше.
Их эмоциональная динамика — и ее более широкие коннотации — не входили в первоначальный план. «Паулина не увидела там любовной истории, — сказал Альберди. «Она видела в этом важный архив болезни Альцгеймера, скорее медицинскую ситуацию».
Именно Гонгора в момент просветления призвал свою жену позволить этому проекту стать частью их жизни. Проведя большую часть своей жизни перед камерой, он выразил желание открыто говорить о своем меняющемся состоянии ума. «Паулина всегда говорила мне, что он всегда беспокоился о том, чтобы снимать ненадежность и хрупкость», — сказал Альберди. «Когда он боялся, он смотрел в камеру. Для него это было естественно».
Пандемия означала, что она полагалась на Уррутию, чтобы снимать большую часть материала самостоятельно. Она закончила с удивительным количеством личных моментов между парой, некоторые даже слишком интимные для того, что она имела в виду. «Это было так деликатно, — сказала она. — Из-за их интимности мы могли многое показать, но вопрос был в том, что будет терпимо для зрителей».
Она была рада узнать, что фильм предлагает портал в чилийскую историю, ставя его рядом с другим современным кино, которое борется с прошлым страны, от «Ностальгии по свету» Патрисио Гусмана до «Нет» Пабло Ларраина. Фильм выдвигает на первый план их отношения, показывая, как они формировались в эпоху сопротивления. «Этот фильм предлагает вам почувствовать историю, не только увидеть факты, но и увидеть факты из настоящего», — сказал Альберди.
Это дало ей активистский крючок. В то время как 40-летний документалист вырос в семье с прямыми воспоминаниями об эпохе Пиночета, этот период продолжает отступать в учебниках истории. «Сейчас есть целое поколение, которое только читает факты и не верит в истории, — сказала она. «Мое поколение и старшие слышат и чувствуют боль».
Альберди признала, что успех «Агента крота» (который в настоящее время разрабатывается как телесериал), за которым следует «Вечная память», может создать впечатление, что она удваивает кинематографические исследования старости. «Больше, чем процесс старения, это хрупкость или зависимость», — сказала она. «Меня больше беспокоит интеграция — как можно принять хрупкость и не бояться ее? Как мы общаемся с этим в обычном режиме? Как сказала Паулина, единственный путь нашего развития как общества — это забота каждого о другом человеке в какой-то момент нашей жизни».
Премьера фильма «Вечная память» состоится на кинофестивале «Сандэнс» в 2023 году. Он ищет распространения в США.
Зарегистрироваться: Будьте в курсе последних новостей кино и телевидения! Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте здесь.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.indiewire.com/2023/01/the-eternal-memory-interview-maite-alberdi-1234802347/