В начале лета все еще вялый разговор о претендентах на премию «Оскар» получил неожиданный толчок: от претендента на премию «Эмми».
Когда команда AppleTV+ «Still: A Michael J. Fox Movie» осознала, что число претендентов на «Оскар» меньше, чем обычно, в бой вступил документ под руководством Дэвиса Гуггенхайма. Прямо сейчас, фильм о чрезвычайно популярной теле- и кинозвезде, борющейся с превратностями болезни Паркинсона и размышляющей о своем прошлом, выглядит хорошо не только для номинации на премию «Эмми», но и правила «Оскара» позволяют дважды окунуться и получить кивок на «Оскар».
Но это не работает по-другому. Только если фильм нет получить номинацию на Оскар, может ли он затем подать заявку на участие в гонке на Эмми, как «Джейн» Бретта Моргена в 2017 году. Но учитывая слабый конкурс на «Оскар» в этом году, «Все равно» с превосходными отзывами о его инновационном кинопроизводстве — что возвышает его над обычными агиографическими документальными фильмами о знаменитостях который так популярен в наши дни — имеет шанс и на Эмми, и на Оскар.
Одна вещь, на которую мы можем рассчитывать, если это произойдет: Оскар снова изменит правила. «Сейчас мир перевернулся с ног на голову, — сказал режиссер Морган Невилл на кинофестивале Tribeca на этой неделе. «Все в отрасли изменилось. И все это знают. Некоторые из этих фильмов идут на «Эмми» раньше, чем на «Оскар».
Одного это не меняет: поле для Оскара в этом году очень слабое — и вот почему.
Сокращающийся рынок
Из-за неустойчивого театрального рынка документальной литературы и резкого сокращения числа активных покупателей документальных фильмов многие фильмы «Сандэнс» не забрал для распространения. Пока только один из 12 конкурсных фильмов объявил покупателя. (Очевидно, что «Сандэнс-2023» не предлагал коммерческий список научно-популярных фильмов.) Обычно программисты «Сандэнса» отбирают лучший доступный научно-популярный контент: это лучший американский фестиваль документации, и часто он предоставляет до четырех финальные фильмы, номинированные на «Оскар» каждый год.
В прошлом году в это время трое выпускников «Сандэнса» — возможные номинанты на «Оскар» — «Огонь любви» (Neon), «Все, что дышит» (HBO) и победитель «Навальный» (CNN) — уже вели предвыборную кампанию.
«Это идеальный шторм замешательства и страха», — сказал продавец подводных лодок Джош Браун. «Потому что это единственная вещь, которую все считали надежной и предсказуемой: вы идете на Сандэнс, и ряд документов будет продан. Это случилось первый год с тех пор, как я занимаюсь этим».
«Сейчас не существует старой независимой модели документального кино, — сказал обладатель «Оскара» и бывший губернатор Академии Роджер Росс Уильямс («Музыка Пруденс»), — когда вы снимаете документ об обычном человеке или реальной ситуации и поднимаете финансирование за счет грантов и некоторого капитала, и вы берете его на фестиваль, а затем надеетесь получить продажу. Никто не покупает то, что было продано на Сандэнсе. Так что это не работает. Это действительно страшно для тех кинематографистов, которые все еще снимают эти документальные фильмы».
Продюсерская компания Уильямса выпустила независимый документ «Мастер света», рассказ о массовом заключении, который был профинансирован ныне несуществующей компанией Vulcan Film и грантом от Розы Рут Боэстен, «режиссера-новичка, квир-режиссера из Нидерландов». — сказал Уильямс. Фильм получил приз Большого жюри на SXSW 2022, лучший документ на Международном кинофестивале в Сан-Франциско и лучший первый полнометражный фильм в Шеффилде. Только тогда HBO влюбился в фильм и купил его. Но это чудо-история, которая не повторяется каждый день.
Ходят слухи, что тщательное исследование феминистской поэзии и политики ветеранов-документалистов Джо Брюстера и Мишель Стефенсон, лауреата премии Большого жюри «Сандэнс» 2023 года «Полет на Марс: проект Никки Джованни» завершится на канале HBO. (HBO не подтвердил.) «Это фильм, который люди поддержат», — сказал Уильямс. «Они любимы сообществом».
И один из самых сильных фильмов в неравном отборе этого года, фильм Николь Ньюнэм. «Исчезновение Шер Хайта». портрет очаровательной и гламурной исследовательницы секса и пионера феминисток, наконец проданный IFC Films и Sapan Studios. Еще один фильм, который может стать популярным, — история Лены Уэйт о трансгендерных секс-работниках «Кокомо Сити» (28 июля, «Магнолия»), которая завоевала признание как жюри, так и зрителей. награды на Sundance NEXT и приз зрительских симпатий на Berlinale Panorama.
Если его подхватит достаточное количество людей и он найдет дистрибьютора, обладатель приза режиссера документального кино в США «Тихий, тихий голос», продолжение Люка Лорентцена номинированного на «Оскар» фильма «Полуночная семейка», может найти сторонников.
Один из фильмов Sundance, который должен найти отклик у избирателей на «Оскар», относится к популярному иконному биографическому жанру — фильму Лизы Кортес. хорошо проверенный «Маленький Ричард: Я все» (Магнолия/Макс). Но в то время как CNN Films была одним из первых энтузиастов-спонсоров, документальное подразделение было сокращено, и его руководитель, Эми Энтелис, занята заменой свергнутого Криса Лихта. Тем не менее, при поддержке как семьи Янна Веннера, так и Мика Джаггера, если CNN примет участие, у «Маленького Ричарда» есть шанс последовать за Навальным в качестве еще одного претендента на «Оскар».
Пока что Neon, HBO и Sony Pictures Classics ничего не купили на Sundance. «Не так много документальных фильмов появилось на «Сандэнсе», как обычно», — сказал один из менеджеров кинофестиваля Tribeca Film Festival. «Полезно размещать на карте больше фильмов. Обычно к этому моменту документальная гонка уже идет. Вы знаете три или четыре из последних пяти. И теперь так мало фильмов продано вне Сандэнса. Там тяжело, потому что стримеры не покупают. И фильмы, которые получают финансирование, посвящены знаменитостям или настоящим преступлениям».
Кинематографисты снимают многосерийный документальный сериал вместо особенностей
Со своей стороны, Уильямс снял два из восьми эпизодов и выступил исполнительным продюсером поддерживаемого Опрой Уинфри «Проекта 1619» (Hulu). Двукратная номинантка на «Оскар» Лиз Гарбус («Что случилось, мисс Симона?») снялась в нашумевшем шестисерийном сериале «Гарри и Меган» для Netflix, где Синтия Уэйд растянула свой «MerPeople» до четырех эпизодов, а Лесли Чилкотт раскладывал «Арнольд» на три. А предстоящий документальный фильм Моргана Невилла о Стиве Мартине (AppleTV+) состоит из двух частей.
Знаменитости хватают лучшие таланты
Не только Литтл Ричард и Майкл Дж. Фокс, но и знаменитости последних лет Вэл Килмер, Сидни Пуатье, Луи Армстронг, Тейлор Свифт, Брук Шилдс, Мэри Тайлер Мур, Джоан Баэз, Йоги Берра, Дэн Ратер, Эд Салливан, Гарри Белафонте, Рок Хадсон, Стэн Ли и другие привлекли внимание документальных фильмов. И лучшие режиссеры-документалисты посвятили свое время: Р. Дж. Катлер (Билли Айлиш), Невилл (Боно и Эдж, Пол Маккартни), Алекс Гибни (Пол Саймон, Борис Беккер), Уильямс (Донна Саммер), Мэтью Хайнеман (Джон Батист), и Доун Портер (Леди Бёрд).
Биографии некоторых знаменитостей более агиографичны и рекламны, чем другие. «Я люблю смотреть и потреблять биодоки», — сказал менеджер. «Но нам следует подумать о том, чтобы они были под другим названием, кроме документального, особенно если эти знаменитости не только сотрудничают, но и продюсируют».
В атмосфере, где в руководящих кругах царит страх, не рисковать является стратегией выживания, как и заигрывание со знаменитостями. «Мы все приспосабливаемся к изменениям в отрасли, — сказал Уильямс. «Все эти корпоративные слияния, и все пытаются понять, что происходит. И прямо сейчас кажется, что единственная безопасная ставка для крупных покупателей — это документы знаменитостей. Они захватывают лучшие таланты, чтобы сделать [them]. Большие имена идут туда, где есть деньги. Как человек, у которого есть производственная компания, которая хочет сохранить людей на работе, я также должен делать документы для знаменитостей, чтобы сохранить своих сотрудников. Я пытаюсь нанять людей из BIPOC, цветных людей, людей, у которых традиционно нет таких возможностей. Поэтому я должен идти туда, где есть деньги».
Дистрибьюторы могут не захотеть тратить деньги на кампанию
Текущие правила Академии предписывают провести одну неделю квалификационного отбора на Оскар в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, районе залива, Чикаго, Майами и Атланте. Это стоит денег, как и участие в крупных и региональных фестивалях, показах Международной ассоциации документального кино и других сериях документов с вопросами и ответами.
«Традиционные театральные показы документальных фильмов, которые имели тенденцию создавать поле, на самом деле не происходят», — сказал Невилл. «Фильмы, которые, казалось, могли бы иметь больший оскаровский вес, очень быстро размещаются на потоковых сервисах, будь то «Маленький Ричард» или Майкл Дж. Фокс или что-то еще. Они уже транслируют это. Старая модель заключалась в следующем: пусть они просачиваются в культуру в течение шести или более месяцев. И тогда оно раскрывается».
Однако не все потеряно с небольшим дистрибьютором и небольшим бюджетом на маркетинг. «Отрасль документального кино хорошо вознаграждает качественные документальные фильмы, — сказал Уильямс, — независимо от их коммерческого потенциала». Чтобы прорваться фильму, за которым не стоит серьезная кампания, «должны быть члены отделения документации Академии, которые отстаивают его, например, «Пишу с огнем»».
Осенние кинофестивали могут сыграть большую роль в этом году
Кинематографисты, такие как Уильямс (Netflix «Stamped from the Beginning»), с нетерпением ждут новостей о том, какие осенние фестивали примут их работы. Теллурид? Венеция? Торонто? Нью-Йорк?
Лаура Пойтрас получила свой первый «Оскар» за «Citizenfour» (Radius TWC) после премьеры в NYFF, а ее вторая номинация за «Вся красота и кровопролитие» (Neon) пришла после получения Золотого льва в Венеции (и повторного выступления в NYFF). Премьера фильма Рауля Пека, номинированного на «Оскар», «Я не твой негр» (Магнолия) состоялась в формате TIFF перед постановкой в Нью-Йорке. А оскароносный «Free Solo» (NatGeo) дебютировал в Теллурайде до того, как сыграл в «Торонто».
Некоторые из фильмов, которые не произвели большого фурора на предыдущих фестивалях, имеют шанс получить больше внимания на осенних фестивалях.
Международные фильмы могут заполнить американскую пустоту
В последние годы, по мере того, как ветвь документального «Оскара» росла, она становилась все более интернациональной. В этом году доля международных премий может увеличиться с более чем 30 процентов до более чем 40 процентов, сказал один из ветеранов кампании «Оскар».
Такие фильмы, как «Все, что дышит» и «Пишу огнем» из Индии, оскароносный «Мой учитель-осьминог» из Австралии, «Беги» из Дании, «Медовая страна» из Македонии и «Агент крота» чилийского режиссера Майте. Все Альберди оказались в гонке за «Оскар». На самом деле, Альберди может вернуться с берлинской работой и победителем приза жюри документального кино Sundance World Cinema, «Вечная память» (август, MTV Documentary Films) — душещипательный роман о болезни Альцгеймера, который обязательно сыграет для более старшей аудитории Академии, которая воспринял «Любовь» Михаэля Ханеке.
Один влиятельный представитель по маркетингу сказал: «В этом году в списке странным образом больше, чем обычные международные фильмы, чем американские».
Фильмы Sundance World Cinema, которые могут привлечь поклонников, включают своевременный рассказ лауреата Пулитцеровской премии Мстислава Чернова о войне «20 дней в Мариуполе» (август, Frontline/PBS), который получил приз зрительских симпатий, а также северокорейский разоблачение «За гранью утопии», которое все еще ищет распространения.
Дистрибуция — это всегда плюс: «Кино Лорбер» будет продвигать победителя «Берлинского Золотого Медведя» «На Адаманте» о плавучем психиатрическом центре от Николя Филибера.
В Каннах трехкратный номинант на премию «Оскар» Вим Вендерс представил трехмерный портрет художника «Ансельм» об Ансельме Кифере, который должен найти распространение в Северной Америке. Каннский фильм «Мать всей лжи» получил награду за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» и разделил приз за лучший документальный фильм с резким трехчасовым конкурсным названием «Четыре дочери». Глава жюри Кирстен Джонсон (лауреат премии «Эмми» за фильм «Дик Джонсон мертв») будет обсуждать оба титула в США; они все еще нуждаются в распространении.
Позже в гонке могут принять участие несколько европейских документальных фильмов, как, например, прошлогодний номинант на премию «Сандэнс» «Дом из осколков» — при условии, что они получат некоторую поддержку.
Следите за обновлениями. В этом году, как никогда ранее, документальная гонка за «Оскаром» остается в постоянном движении.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.indiewire.com/awards/industry/2024-oscar-documentary-features-1234873435/