Первые опыты в сфере видеомузыки относятся, как известно, к самому началу двадцатого века, когда великий композитор Александр Скрябин включил в партитуру своего «Прометея» светомузыкальную строку «Luce», а гениальный Кандинский пытался живописать музыку. И вот спустя полвека в провинциальной Казани, в одном из обычных конструкторских бюро появился человек фанатично преданный идее цвето- и светомузыки и сумевший сплотить вокруг себя единомышленников. Звали этого человека Булат Галеев, ныне его удивительные эксперименты известны во всём мире. Лучший эксперт в области видеомузыки Булат Галеев рассказывает в этой программе о своих фильмах и о других ярких примерах «видимой музыки» — картинах Эйзенштейна, Энгера, Руттмана, Воинова, Митри.
Мы решили не размещать на этих страницах сценарий нашей программы «Симфония огня», посвященной видеомузыке, поскольку:
во-первых, мы вынуждены признать, что подбор фрагментов, иллюстрирующих тему этого выпуска, был достаточно случайным в масштабе истории видеомузыки;
во-вторых, программа была полностью построена на беседе с гостем — пионером советской светомузыки Булатом Галеевым, которую можно прочитать в рубрике «Интервью».
Зато мы решили предложить вашему вниманию две статьи Булата Галеева, упомянутые им в ходе нашей беседы. Одна из них (посвящённая сравнительному анализу светомузыкальных концепций А.Скрябина и С.Эйзенштейна), предоставлена нам самим автором.
Вторая же (повествующая о судьбоносном влиянии Военно-промышленного комплекса на развитие в СССР абстрактного искусства) является настоящей библиографической редкостью, так как была опубликована в книге, вышедшей в Казани в 1995 году весьма малым тиражом.