Романы Кадзуо Исигуро, как заявил Нобелевский комитет в 2017 году, «раскрыли бездну под нашим иллюзорным чувством связи с миром». 68-летний всеми любимый британский писатель японского происхождения приобрел международную известность благодаря своим запутанным, эмоциональным произведениям, таким как «Остаток дня», «Не отпускай меня» и «Погребенный великан».
Исигуро также написал несколько сценариев для фильмов, в том числе для режиссеров Гая Мэддина и Джеймса Айвори. Но его сценарий «Жизни» 2022 года, адаптации «Икиру» Акиры Куросавы (1952), действие которого происходит в Лондоне 1950-х годов, знаменует собой самое чистое выражение таланта Исигуро в мире кино. Цитата Нобелевского комитета «раскрыла бездну» может быть применима к этой истории сдержанного бюрократа (которого играет раскаленный Билл Найи), столкнувшегося лицом к лицу со своей смертью.
Во вторник Исигуро был номинирован на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Найи также был отмечен в категории «Лучший актер», что стало его первой номинацией на «Оскар» в карьере.
TheWrap поговорил с Исигуро из его родного Лондона о писательстве, адаптации, Оскаре и его глубокой привязанности к своим конкурентам в писательской категории.
Вы получили Нобелевскую премию и Букеровскую премию (в 1989 году за книгу «Остаток дня»), но насколько вы номинированы на «Оскар» с точки зрения вашего волнения?
Ну, конечно, было здорово получить Нобелевскую премию и Букеровскую премию, но это моя повседневная работа. Номинация на премию «Оскар» — это нечто другое. Получить номинацию на «Оскар» — ну, это просто невероятно волнующе. Это далеко за пределами всего, на что я когда-либо надеялся. Я действительно чувствую себя любителем по сравнению с другими сценаристами.
Я всегда был фанатом кино, с самого детства. Кино всегда было моей страстью. И мои любимые фильмы остаются со мной и становятся частью моего эмоционального ландшафта. Когда моя жизнь складывается определенным образом, я вспоминаю свои любимые фильмы. Кажется, они что-то перекликаются.
И люди всегда поощряли меня писать больше сценариев, но это больше то, что я делаю для развлечения, что-то вроде побочного проекта. Но этот проект так удачно сложился.
Как большой любитель кино, есть ли что-то особенное в номинации на экранизацию фильма Куросавы?
Да. Я очень сильно опирался на фильм Куросавы «Икиру», который я адаптировал в «Жизни». В фильме Куросавы, который является шедевром, главный герой чертовски много эмоций. В этом смысле это очень не по-японски. Это очень эмоциональный спектакль, часто он слезлив и экспрессивен. Это отличная работа актера Такаси Шимуры, но мы хотели, чтобы эту часть интерпретировали совсем по-другому. И мы поговорили с Биллом (Найи) о том, что одним из главных отклонений от фильма Куросавы, которого мы хотели, было то, как будет изображен этот центральный персонаж. Он сразу понял, как фильм может работать с более тонкой игрой.
Это тип актерской игры, который вы любите в фильмах?
Да, и существует замечательная традиция этого типа актерского мастерства, более внутреннего актерского мастерства, от таких людей, как Роберт Де Ниро и Роберт Дюваль. Билл делает английскую версию того, что делают эти ребята, и это мне особенно нравится. Был японский актер по имени Чишу Рю, который появился в «Токийской истории» Одзу. Он был японским мастером такого рода игры: очень тонко, эмоции всегда скрыты. Когда такая актерская игра работает, это так мощно. Это невероятно трогательно. Но для этого нужен выдающийся актер.
Вас волнует, что Билл Найи тоже был номинирован? Это красивое, легкое прикосновение, неприметное исполнение.
Абсолютно. Я так рада за Билла. Это невероятное выступление, которое он дает, и я так рад за него, что его признали. Билл был вовлечен с самого начала, и я написал для него сценарий.
Кроме того, две номинации фильма побудят больше зрителей искать фильм.
Да, но я думаю, что номинация на лучшую мужскую роль побуждает зрителей пойти посмотреть фильм. Я понимаю, что большинство нормальных людей пойдут смотреть на номинанта на лучшую мужскую роль. Лично я тоже иногда смотрю фильм из-за номинации за сценарий(посмеиваясь), но я не ожидаю, что все будут вести себя как я.
И я должен сказать, что, хотя мы с Биллом были номинированы на Оскар, огромная заслуга принадлежит нашему режиссеру Оливеру Херманусу. Он собрал все вместе. И в сезоне награждения немного отсутствует логика, поскольку разные отделы номинируются за разные вещи. И я все это понимаю, но я все еще чувствую себя плохо из-за того, что Оливер не был номинирован, и на самом деле, он не считался претендентом на победу во время сезона награждения.
Игра Найи здесь, в «Жизни», имеет оттенки работы Энтони Хопкинса в «Остатке дня», экранизации вашей книги 1993 года. Этот сценарий был написан Рут Правер Джабвала из Merchant-Ivory.
Я думаю, что она уже выиграла два Оскара на тот момент.
Это правда. И этот фильм был номинирован на восемь «Оскаров», хотя и не получил ни одного. Вы тогда участвовали во всей этой гонке за Оскаром?
Нет, я был менее вовлечен в это. В то время Merchant-Ivory находились на пике своей карьеры. У них был невероятный успех, потому что они только что сняли «Говардс-Энд», который получил несколько «Оскаров». Автору книги просто незачем было заниматься «Остатком дня», а я был гораздо менее известен, чем они.
В то время у нас с женой был ребенок в возрасте до года, поэтому я не собирался слишком много гулять. Но я подружился с Исмаилом Мерчантом и Джеймсом Айвори. На самом деле, в последний раз, когда я был в Нью-Йорке, буквально в прошлом месяце, я пару раз видел Джима.
Да неужели? Ему сейчас за 90, верно?
Сейчас ему 94 года, и он все еще силен. На самом деле он самый старый обладатель премии Оскар. Он выиграл за сценарий «Позови меня своим именем», когда ему было 89 лет. И он как раз заканчивает работу над новым фильмом под названием «Прохладный климат». Это кадры, которые он снял в Афганистане почти 70 лет назад, которые он вместе смонтировал и снял из них новый фильм. Я еще не видел.
Так что я был частью круга Merchant-Ivory, но впервые я был так близко к кампании награждения. Наблюдать за этим было весьма увлекательно.
Могу я спросить вас о других номинированных фильмах в вашей категории. Это очень разнообразная группа: «На Западном фронте без перемен», «Стеклянный лук», «Лучший стрелок: Маверик» и «Женщины говорят».
Я еще не смотрел «Все тихо», но посмотрю. Я видел остальных троих и для меня большая честь быть с ними. Они очень разные, и все они мне ужасно нравятся. Я встретил Сару Полли в Нью-Йорке в ноябре на мероприятии в Музее движущегося изображения. Она необыкновенная, а «Женщины говорят» — очень интересный фильм, сильно отличающийся от нашего, но очень хороший.
Мне очень понравился «Стеклянный лук», как и «Достать ножи». Мы с женой в любом случае большие поклонники Агаты Кристи, и нам нравится такой умный способ повествования. И я действительно восхищаюсь его построением, с точки зрения сюжета. «Top Gun: Maverick», ну что тут сказать, это просто потрясающе. Это просто замечательный опыт в кино, и это то, ради чего мы ходим в кино.
Я удивлен, что сценарий Ребекки Ленкевич к фильму «Она сказала» не был номинирован. Но, я имею в виду, в том-то и дело. Есть много других хороших фильмов, которые не были номинированы в этом году.
Но те пять фильмов, которые все-таки были номинированы, представляют такой широкий диапазон: от римейков до сиквелов и книжных адаптаций. Это интересно, все в одной категории.
Они все такие разные. Это замечательная вещь в кино. Представления людей о том, что прекрасно, гораздо разнообразнее, чем в книжном мире, откуда я родом. Существует определенное представление о том, что такое хорошая литература, и расширить его бывает непросто.
В то время как здесь «Оскар» — это высшая награда в кино, и вы можете просто посмотреть на эту категорию, чтобы увидеть, насколько разные эти фильмы. Что они пытаются делать, какие идеи их мотивируют, какую роль они играют в жизни людей. Это одна из сильных сторон кинематографа. Это очень широкая церковь.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.thewrap.com/living-oscar-nominee-kazuo-ishiguro-loves-top-gun-glass-onion-interview/