Более трех часов в воскресенье вечером мы наблюдали, как красивые люди передают золотые статуэтки туда-сюда, вручая награды достойным победителям. Как обычно, четыре категории «Оскара» — лучший актер, актер второго плана, актриса и актриса второго плана — были разделены по половому признаку. Никто из других не был. Не существует награды за «лучший монтаж звука женщиной» или «лучший сценарий джентльмена». Так почему же актерские награды делятся таким образом?
Дивизия существует с первый Церемония вручения премии «Оскар» в 1929 году, но есть признаки того, что грядут перемены. В прошлом месяце Джастин Дэвид Салливан, звезда бродвейского мюзикла «& Джульетта», попал в заголовки газет. снижение быть кандидатом на премию Тони, потому что, будучи транс-небинарным исполнителем, они не чувствовали себя комфортно, будучи номинированными на гендерно-ориентированную премию.
Небинарные актеры, такие как Эмма Коррин, Белла Рэмси, Эмма Д’Арси и Айрис Менас, за последние несколько лет показали достойные наград выступления, поэтому кажется неизбежным, что Эмми, Золотой глобус и Оскар должны будут пересмотреть то, как они классифицируют людей. когда придет время раздавать награды. Но как это можно сделать в обществе, где критерии того, что обеспечивает высокие результаты, могут быть гендерными?
Сделать это правильно будет непросто. Что касается музыки, Brit Awards недавно перешла на гендерно-нейтральный формат для артиста года — и в этом году список номинантов состоял исключительно из мужчин. (Гарри Стайлс выиграл и посвятил свою награду женщинам-музыкантам.)
«Чего никто из нас не хочет видеть, так это общей актерской категории, в которой все кандидаты-мужчины оказываются», — оскароносная писательница и режиссер Сара Полли. недавно сказал The Times. Анджела Бассетт, номинированная на лучшую женскую роль второго плана в этом году, высказалась более резко: «Мне это не нравится».
Может быть сложно представить решение, которое предоставит больше возможностей для всех, а не меньше. Но не только наш подход к категориям Оскара нуждается в развитии. Наши представления о том, как выглядит достойная Оскара актерская игра и кто ее должен делать, погрязли в устаревших, ограничивающих представлениях о гендере. Мы должны переосмыслить их в первую очередь.
Во времена Шекспира женщинам запрещалось играть, а мужчины брали на себя женские роли. Теперь, когда мы думаем о великолепной игре, мы часто думаем о пиротехнике — легендарном моменте «Оскара», как у Аль Пачино. жестикулирующий в «Запахе женщины» или Шона Пенна кричать в небо в «Таинственной реке». Для женщины стандартом хорошей игры часто являются… слезы. Мужчины ругаются, женщины плачут. Или, как однажды заметила Эмма Томпсон, главные роли для женщин слишком часто сводятся к тому, чтобы сказать главному мужчине: «Пожалуйста, не иди и не делай этого смелого поступка».
В истории актерского мастерства были моменты, когда правила менялись. Одна из причин, по которой новая американская экранная игра, введенная Джоном Гарфилдом и Марлоном Брандо в середине 20-го века, оказала такое сильное влияние, заключалась в том, что она допускала глубину уязвимости и эмоциональности — стереотипно считающихся женскими чертами — в мужском исполнении.
Беспокойство, вызванное таким подходом, переместилось из подтекста в текст в 1955 году, когда Джеймс Дин, приверженец Брандо, снялся в фильме «Бунтарь без причины», явно рассказывающем о хаосе, вырвавшемся на свободу, когда здание традиционной мужественности начинает рушиться.
Актеры-мужчины научились процветать в ролях, сочетающих жесткость и деликатность, чудовищность и ранимую уязвимость, взрывную ярость и жгучую боль. Брандо вознесся со своими изображениями Стэнли Ковальски в «Трамвае «Желание»» и Терри Маллой в «На набережной». Эти выступления запечатлелись в нашем коллективном сознании как воплощение «великой игры».
Рекорд, когда дело доходит до женщин, сложнее. В том году, когда Брандо получил «Оскар» за роль Маллоя, лучшей актрисой стала Грейс Келли, образец традиционной женской грации, за роль в «Деревенской девушке». В то время были и другие актрисы, но никому из них не нравилась карьера таких звезд, как Келли и Одри Хепберн.
Джо Ван Флит, так что грозный в таких фильмах, как «К востоку от рая» и «Дикая река” что вы могли представить ее в роли короля Лира, не достигла известности, пока ей не исполнилось 40 лет, только для того, чтобы обнаружить, что для нее не было хороших ролей. Как написал в своих мемуарах Элиа Казан, «Джо застопорилась и, поскольку она это знала, ожесточилась. Она ждала, писала письма продюсерам и режиссерам, умоляла агентов помочь ей год за годом, но безрезультатно».
Ким Стэнли, широко верил ее сверстниками, чтобы быть величайшей американской театральной актрисой 1950-х годов, может излучать стереотипно мужскую свирепость — просто посмотрите ее ужасающую работу в «Богине», если сможете ее найти. Но она снялась лишь в нескольких фильмах и так и не стала нарицательной.
Гендерный разрыв в актерском мастерстве снова обострился в конце 1970-х с появлением сдержанных и созерцательных киноактеров, примером которых является молодая Мерил Стрип. В 1982 году, когда Полин Кель решила сбить г-жу Стрип с ног, она отвергла ее как слишком хладнокровную и сдержанную, чтобы показать по-настоящему великолепное выступление. Г-жа Кель обвинила г-жу Стрип в том, что она действует только лицом, написав, что после того, как она закончила снимать фильм со Стрип, «я не могу представить ее ниже шеи». Г-жа Кель написала, что это может объяснить, почему героини Стрип «не кажутся полноценными персонажами и почему наблюдение за ней не приносит случайных удовольствий».
Предполагается, что то, что составляет великую женскую игру, — это не контроль, а театральность. В частности, огромные гейзеры слез. Эта концепция сохраняется. В воскресенье вечером, перед тем, как имя Мишель Йео было объявлено заслуженным победителем в номинации «Лучшая актриса», в сопровождающих клипах было показано слезливое примирение ее персонажа с дочерью, а не ее многочисленные физические преобразования, когда она усваивает новые личности и способности со всей мультивселенной.
Г-жа Йео прославилась как звезда боевиков, совмещавшая смертельную каскадерскую работу, изящные боевые искусства и серьезное актерское мастерство в таких фильмах, как «Героическое трио», «Суперполицейский» и «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Она может делать то, на что большинство актеров любого пола даже не попытались бы. Но в конце концов академия признала ту роль, в которой эти навыки сочетались с эмоциональными проявлениями, которые соответствовали существующему шаблону лучшей актрисы.
Когда актеры исследуют гендер или бросают вызов гендерным стереотипам на экране, мы можем праздновать это — до определенного момента. Оскароносная работа Шарлиз Терон в «Монстре» была экстраординарной, как и Хилари Суонк в «Мальчики не плачут». но оба актера — худые, условно привлекательные, цисгендерные женщины, играющие против типажа, и оба их персонажа умирают. Рами Малек, Эдди Редмэйн и Джаред Лето могут получить номинации или награды на «Оскар» за роль трансгендерных женщин или сказочных квир-мужчин, но только в том случае, если их женственность будет носиться как яркий халат, который, как мы знаем, они могут снять в любой момент.
Тем не менее, несмотря на то, что категории остаются жесткими, наши представления о том, что похвально, демонстрируют признаки эволюции. «Страна кочевников» во многом была «Пятью легкими пьесами» с противоположным полом, где Фрэнсис МакДорманд воплотила обреченную аномию Джека Николсона (и получила свой третий «Оскар» за лучшую женскую роль). Очередь Кейт Бланшетт в «Тар» настолько необычна отчасти потому, что она воплощает в себе тотальный демонтаж гендерных ожиданий таким образом, который Ким Стэнли никогда бы не позволили сделать. В Лидии Тар г-жа Бланшетт нашла своего Стэнли Ковальски: непреодолимое физическое присутствие (только посмотрите, как она прокрадывается по репетиционной комнате, как пантера), наполненное тайной и лихорадочными эмоциями.
Актерское мастерство — один из основных инструментов, который культура должна использовать для лучшего понимания момента, в котором мы живем. Как вид искусства, оно не может не отражать в нас наши опасения по поводу пола. Большой актерское мастерство позволяет нам стать свидетелями того, как человек выходит за пределы своего «я» и творчески входит в чужой опыт. Мишель Йео сделала это. Марлон Брандо сделал это. И Ким Стэнли тоже это сделала.
Фильмы любят напоминать нам о богатстве человеческого существования. Но это намного богаче и интереснее, когда мы позволяем себе взглянуть на игру — и друг на друга — по-новому.
Исаак Батлер — культурный критик, автор книги «Метод: как XX век научился действовать» и автор книги «Мир вращается только вперед», устной истории «Ангелов в Америке».
The Times намерена публиковать разнообразие букв к редактору. Мы хотели бы услышать, что вы думаете об этой или любой из наших статей. Вот некоторые советы. А вот и наша электронная почта: Letters@nytimes.com.
Следите за разделом The New York Times Opinion на Фейсбук, Твиттер (@NYTopinion) и Инстаграм.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2023/03/13/opinion/oscars-best-actor-actress.html