«Cinema Sabaya», международный художественный фильм Израиля, представленный на премию «Оскар» в этом году (хотя и не номинированный), выглядит и воспринимается как документальный фильм о закулисье. Это не так — актеры не играют самих себя, а драма написана по сценарию. Но фильм находится на пористой границе между вымыслом и реальностью, создавая своего рода камерное произведение, мало чем отличающееся от «Разговора женщин», но обогащенное натуралистическим чутьем, избегающим дидактизма.
Дана Ивги играет Рону, режиссера из Тель-Авива, которая ведет видеосеминар для арабских и еврейских женщин в маленьком городке на севере Израиля. Режиссер фильма Орит Фукс Ротем была вдохновлена участием ее матери в подобном курсе; она продолжала организовывать сеансы для других женщин, которые, наряду со свидетельствами актеров, определяют ее вымышленное исполнение. В «Cinema Sabaya» каждому участнику выдается портативное устройство для выполнения заданий, включающих запечатление моментов из их жизни за пределами классной комнаты. Но использовать себя в качестве зерен на мельнице для своего обучения означает также раскрыть себя — свою борьбу с традициями, сексуальностью, домашним хозяйством — в то время как их домашняя работа часто увеличивается на большом экране и делится с другими.
Обсуждения, которые удваиваются как сеансы групповой терапии, фиксируются с наблюдательного расстояния, в то время как съемка домашнего видео с рук подчеркивает эти приглушенные симпозиумы, добавляя к дизайну фильма документальный стиль.
Напряженность возникает из-за разнообразия группы. Напористый Нахед (Асил Фархат) — студент и непрактикующий мусульманин, а Аватеф (Марлен Баджали) — семидесятилетний традиционалист. Нерешительный Суад (Джоанна Саид) оказывается в ловушке несчастливого брака, который вызывает ужасные супружеские истории от разведенной женщины Елены (Юлия Тагил) и вновь вышедшей замуж Хилы (Рут Ландау).
Слон в комнате — это израильско-палестинский конфликт и сопутствующие ему предубеждения, которые проявляются во время жаркой сессии, в которой веселая Эти (Орит Самуэль), еврейка средних лет, признается в своем страхе перед исламскими террористами. Семинар, в конечном счете, представляет собой упражнение на единство, основанное на банальной аксиоме, что разговор порождает сострадание. Это не нежелательное напоминание, и органический подход Ротема избегает неприглядного идеализма, но его выводы, тем не менее, кажутся изношенными. Разговоры, конечно, помогают, но слишком часто люди в одной комнате — это фантастика.
Кинотеатр Сабайя
Без рейтинга. На иврите, арабском и английском языках с субтитрами. Продолжительность: 1 час 31 минута. В театрах.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2023/02/09/movies/cinema-sabaya-review.html