Булат Махмудович Галеев — доктор философских наук, член-корреспондент Академии наук Татарстана, член Союза кинематографистов России, профессор Казанской консерватории, руководитель Научно-исследовательского института экспериментальной эстетики «Прометей».
Только не пугайтесь списка регалий! Булат Галеев не похож ни на скучного сноба из академических коридоров, ни на рассеянного профессора из старых фильмов. И чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать его интервью, в котором вместо того, чтобы в соответствии с рангом, тщательно взвешивать слова, он то и дело чертыхается да насмехается… над самим собой. Впрочем в пылу беседы от Галеева может достаться кому угодно: и Эйзенштейну, и Кандинскому, и Руттману, да хоть самому Исааку Ньютону! Пиетета перед гениями для Галеева не существует, потому что пиетет (до чего же кислое слово!) основывается на дистанции, но разве можно дистанцироваться от любимых людей? Пожалуй, единственный, с кем Булат Махмудович готов вести себя с трогательной деликатностью, — это Александр Скрябин, создатель симфонической поэмы «Прометей». Ведь «Прометею» Булат Галеев посвятил жизнь. Знаю, что звучит пафосно, но что же делать, если это правда?
«Прометей» — первое в мире музыкальное произведение, чья партитура включала в себя светомузыкальную партию. Умирающий композитор Скрябин мечтал о том, чтобы его музыку не только слышали, но и видели, спустя полвека юный студент-физик Галеев, собрав единомышленников-«прометеевцев», осуществил эту мечту. С тех пор, вот уже сорок лет, Галеев создает светомузыку в кино, на видео, в архитектуре. И куранты Казанского Кремля бьют малиновым звоном, потому что такзахотел Галеев.
Сегодня научные исследования Галеева в области звукозрительно синтеза и синестезии («цветного слуха») известны во всем мире. Его светомузыкальные фильмы и видеоинсталляции демонстрируются на крупнейших фестивалях экспериментального искусства. Четыре кинофильма Галеева — «Прометей» (1964-65), «Вечное движение» (1968), «Маленький триптих» (1975) и «Космическая соната» (1981) — признанная классика авангардного кино.
Друзья же всё чаще называют Галеева «последним марксистом». «Новых хозяев жизни» Булат Махмудович не жалует. В начале 90-х они разорили казанский музей светомузыки, а зимой 2001 Галеев показывал нашей съемочной группе руины уникального деревянного квартала в центре Казани — когда-то там в доме N23 по улице Попова Гора жил юный Велимир Хлебников, а в доме N29 прошло детство Софьи Губайдуллиной — резные фасады, резные балконы, «ветхий фонд» под снос. Год спустя Булат Махмудович сообщил, что дом Губайдуллиной он отвоевал.
С советской властью, кажется, воевать ему приходилось реже. Он её предпочитал дурить. Например, когда Хрущев, в начале 60-х, громил абстракционистов, Булат Галеев делал программы об искусстве на Казанском ТВ. Начальство попросило откликнуться на речь генсека, и Галеев с энтузиазмом взялся за дело: «Воспользовавшись случаем, я подробно рассказал о всех модернистских течениях, показал много иллюстраций, а когда подошел «момент истины» — не Кандинского же подставлять, — в пух и прах разгромил работы «известного зарубежного абстракциониста» Веелага Талуба (сам нарисовал перед этим и переснял на фото — не отличишь от остальных).»
Вот такой он — академик Галеев. Ученый, художник, борец за справедливость и большой прикольщик, одним словом — авангардист.
PS. Еще одно любимое детище Булата Галеева — сайт НИИ «Прометей».