Интервью: швейцарский режиссер Петра Вольпе о создании «Божественного порядка»
к Алекс Биллингтон
13 ноября 2017 г.
«Иногда вам как режиссеру нужна удача. Мы всегда думаем, что все дело в контроле, и во многом это зависит от контроля, когда вы снимаете фильм, но также и от вещей, которые вы не можете предвидеть». Сейчас в кинотеатрах идет фильм под названием Божественный порядокот швейцарского сценариста/режиссёра Петра Вольпе. Этот фильм является номинантом на премию «Оскар» в этом году для Швейцарии, и становится понятно, почему, когда вы его видите. Этот очень занимательный, захватывающий и увлекательный фильм рассказывает историю женщины из горного городка в Швейцарии, которая сплачивает других женщин, чтобы они присоединились к борьбе за право голоса. Швейцарские женщины приняли закон только в 1971 году. У меня была возможность поговорить со сценаристом и режиссером Петрой Вольпе, и я так счастлива, что сделала это — с ней приятно общаться, и она может многое сказать о создании вдохновляющих фильмов.
Я настоятельно рекомендую искать Божественный порядок (первоначально назывался Die Göttliche Ordnung на немецком) и сразу смотрю (Списки театров США здесь). Это замечательный фильм по многим причинам, особенно из-за баланса между смехотворным юмором и упрямым вдохновением, а также из-за главной роли Мари Лойенбергер. В нем также есть отличная операторская работа и отличная музыка. Мне потребовалось некоторое время, чтобы наконец посмотреть этот фильм после того, как я впервые услышал о нем, и как только я это сделал, первое, что я хотел сделать, это рассказать всем остальным, потому что он был чертовски хорош. Не откладывай! Просто посмотрите его, как только сможете. Я смеялся больше, смотря это, чем большинство других фильмов в этом году. И я так рад, что смог поговорить об этом с Петрой, я всегда рад поддержать и обсудить некоторые из лучших фильмов за весь год — даже инди-жемчужины из Швейцарии.
Это интервью проводилось по телефону, так как Петра Вольпе в то время находилась в Нью-Йорке, а я в Берлине. Мне не терпелось обсудить с ней фильм, и я начал с разговора о том, как он добился международного успеха — не только хорошо сыграл в Швейцарии, но и заслужил признание и внимание во всем мире. Я также хотел поговорить с ней о кинопроизводстве, о том, что ее интересует и отличает ее подход, и я рад, что мы смогли затронуть несколько разных тем. Давайте сразу перейдем к этому…
Довольны ли вы успехом фильма и любовью, которую он получил?
Петра Вольпе: Да. Я имею в виду, кто бы не был?
Конечно.
Петра: То, что происходит с этим фильмом, на самом деле, я имею в виду, В самом деле все, что я желал. Потому что это был большой кассовый успех в Швейцарии, и это очень много значит для меня, потому что это означало, что люди пришли посмотреть фильм, который действительно дорог моему сердцу, на очень актуальную тему. Речь идет о равенстве, едином мужестве и демократии. И здорово снимать политический фильм, который действительно привлекает людей в кино. Вся моя команда, мои продюсеры и мои актеры, мы так взволнованы этим — что люди действительно любят фильм и что фестивали любят фильм. Вы делаете фильмы для людей! Итак, люди ходят в кино, и до сих пор фильм был так хорошо принят, и люди реагировали так эмоционально и так изящно, особенно в Швейцарии. Многие женщины были так благодарны за то, что их история наконец-то была рассказана. Вот просто, это здорово. И, конечно же, теперь, когда мы являемся кандидатом Швейцарии на Оскар, это как крем на нашем торте.
Это фантастический фильм. Я много смеялся, и я не ожидал этого. Он очень разумно уравновешивает комедию и серьезность. Что было первым в разработке? Он был написан и задуман как драматический фильм, а потом вы добавили комедию?
Петра: Для меня с самого начала было ясно, что я хочу снять фильм с большим количеством юмора. На самом деле это был мой абсолютный первый подход к этому, потому что я взял его из очень простой вещи, которая произошла. Когда вы говорите людям, что женщины в Швейцарии получили право голоса в 1971 году, люди обычно смеются, потому что это так ужасно. И я думаю, что этот механизм работает и со мной. Когда все на самом деле очень плохо, очень хорошо над этим посмеяться. И я думаю, что лучший материал для комедии — это самые большие драмы. Поэтому я думаю, что драма и комедия не противоречат друг другу. Наоборот, если вы хотите написать хорошую комедию, а я не думаю, [this film is] комедия в классическом смысле, но если вы хотите написать хороший юмор, вам действительно нужен экзистенциальный конфликт в его основе. И это было очень дано в этом фильме.
Кроме того, я думаю, что фильму нужен контраст. А кино — это еще и соблазнение. Так как же соблазнить людей посмотреть фильм о правах женщин? Это не совсем та тема, ради которой люди обычно приходят в кинотеатр… Меня также очень вдохновила британская комедия, которую я очень люблю. Они отлично справляются с обсуждением социальных проблем с юмористическим оттенком. Так что довольно рано я понял, что именно такой тон я ищу. Но, конечно, это много работы. Я не сразу туда попал. Баланс юмора и драмы никогда не мешал нам работать над этим. Это началось со сценария, а продолжилось, когда я ставил фильм. А в процессе редактирования, в музыкальном процессе, насколько это может быть забавно? Давайте сбалансируем все — это было действительно много работы, а также эпическая задача.
Как вы выбрали Мари Лойенбергер и почему именно она? Что сделало ее идеальным выбором? Что вы увидели в ней, что заставило вас почувствовать, что она идеальная Нора?
Петра: Ну, она удивила меня, когда мы проводили кастинг. Она делала самые удивительные вещи на кастинге. У нее была очень смелая интерпретация, и я люблю, когда актеры меня удивляют. Но для меня у нее есть эта идеальная смесь — мне нужна была актриса, которая действительно может отправиться в это путешествие, которая может сделать это развитие от застенчивой и замкнутой и немного покорной, но делающей свое дело, будучи полностью дочерью своего времени, чтобы стать «мятежником». Ей нужно было какое-то внутреннее напряжение, которое не было бы слишком очевидным, потому что я не хотел жертву в начале фильма. Я не хотел показывать женщину, которая чувствует себя жертвой, которую жалко. Я хотел, чтобы она отправилась в путешествие, чтобы открыть для себя, насколько она угнетена. И поэтому ей нужно было принести много бессознательного, несчастья. И ее несчастье не могло быть настолько там. А Мари очень, очень тонкая актриса. Так что у нее есть все тонкости и чувствительность, но также и сила, чтобы придать истинное измерение этому персонажу.
Я думаю, что эта роль действительно изменила ее жизнь, буквально. Я имею в виду, она действительно отдалась. Она полностью отдалась этому фильму, и она пронесла весь фильм, и она погрузилась в этот мир, и мы вместе изучали, как люди двигались в те времена. Мы посмотрели множество архивных кадров и фотографий, чтобы узнать позы людей, как они будут нести сумочки, что будут делать руками и ногами. Потому что в начале 70-х в Швейцарии, в сельской местности, люди двигались и разговаривали совсем по-другому. Она попыталась приблизиться к персонажу через тело. И она действительно пошла на это. Для нее это стало очень напряженным процессом.
Я действительно спрашиваю, потому что она так хороша в этом, просто идеальна, и поэтому мне было интересно, как ты нашел кого-то, кто был бы настолько хорош.
Петра: Она на самом деле подарок с небес, правда. Дело в том, что я выбрал на эту роль другую женщину, но эта женщина забеременела. И я, конечно, был опустошен. Я был опустошен, потому что я думаю, что она была бы другой Норой, этой другой актрисой, но тоже Норой. Это было незадолго до того, как мы начали снимать. И она звонит мне и говорит, что беременна. И мне пришлось переделывать. Должен сказать вам правду – каждый день я благодарил вселенную за это вмешательство.
Да! Потому что я думаю, что Мари получилась абсолютно идеальной. Для меня было таким удовольствием и открытием работать с ней. И мы оба говорили, что это было божественное вмешательство. Что она, в конце концов, получила роль, и что все получилось так, как получилось. И иногда вам как режиссеру нужна удача. Мы всегда думаем, что все дело в контроле, и во многом это касается контроля, когда вы режиссируете фильм, но также и о вещах, которые вы не можете предвидеть. Часто в этом вся прелесть нашей работы. И тогда вы должны быть в состоянии действительно понять это, и тогда вы должны быть благодарны, когда такие вещи случаются.
Вопрос о кинопроизводстве. Что вам больше всего нравится в работе режиссера?
Петра: Ого, это сложно, потому что я тоже пишу. Я пишу и режиссирую, поэтому я думаю, что одна из моих любимых вещей всегда в самом начале проекта, когда вы начинаете работать над проектом или у вас есть первая идея, и это вызывает волнение. И это невинность, потому что вы знаете об этом, и вы чувствуете безотлагательность, и вы чувствуете, как эта маленькая вещь растет внутри вас. И ты чувствуешь эту силу, и это твой маленький секрет. И вы можете почувствовать, как эта история становится в вашей голове. Я очень волнуюсь, когда это происходит, в самом начале процесса. И потом это просто много лет очень, очень тяжелой работы. Тогда ты уже не один, у всех начинает складываться мнение об этом. Вы должны продать свою маленькую вещь, которая растет. Вы должны убедить в этом других людей, и это становится совершенно другим процессом.
И я очень люблю писать. Я думаю, что один из моих любимых моментов — это когда актеры впервые читают сценарий. Когда жизнь доходит до того, что вы написали. Когда вдруг все становится трехмерным — есть люди, и они говорят то, что ты написал. И это становится намного больше, чем вы написали, потому что они наполняют его своей интерпретацией, своими телами и голосами. И это волшебный момент для меня. Когда он прыгает со страницы в физическое пространство. Когда история становится физической и чувственной, потому что есть звук, движение и люди. Думаю, это мой любимый момент.
Каков ваш процесс? Вы начинаете с чтения таблицы, а затем проходите репетиции? И вы предпочитаете длительные репетиции или просто сразу приступить к работе?
Петра: Обычно я стараюсь выделить как можно больше времени на репетиции. Это не всегда возможно, потому что это дорого и у людей нет времени. Но обычно я встречаюсь с актерами и много говорю о роли в целом. Об их идеях и их чувствах к персонажу. Я также стараюсь включить их отзывы в сценарий. Потому что я думаю, что это очень ценно. Не всегда есть возможность читать за столом со всеми, но я стараюсь репетировать. Поэтому мы репетируем много сцен. И это действительно важно, потому что при съемке многое зависит от физического направления. Я думаю, что самое сложное — это снимать вещи, которые должны выглядеть очень повседневно и естественно. Этот материал самый тяжелый. Найти какой-то ритм и естественность… Особенно для меня важно отрепетировать диалог, чтобы у диалога был правильный темп и тон. Это очень важно для меня. Поэтому я стараюсь делать это на репетициях, стараюсь сосредоточиться на диалогах и на том, как что-то сказано. И тогда, когда мы снимаем, мы можем сосредоточиться на физическом аспекте сцены. Так что каждая сцена — это большой труд. Просто так никогда не бывает. И мой оператор, мой замечательный оператор, Джудит Кауфманнона также говорит, что каждый кадр — это работа, работа и еще раз работа.
Великая красота великих режиссеров заключается в том, что они делают фильм легким и цельным. И он превращается во что-то гораздо более особенное благодаря всей работе, которую вы в него вложили.
Петра: Ага. И это самое сложное. Думаю, мне это очень тяжело. В частности, мне легче поставить что-то сверхъестественное, чем поставить что-то, что должно выглядеть очень естественно и выглядеть так, как будто люди делают это каждый день. Чтобы добраться туда с вашими актерами очень быстро — сцена на кухне, два человека, которые каждый день разговаривают и что-то делают. Это трудный материал.
Что могут кинозрители, обычные люди, как мы можем помочь поддержать и что мы можем сделать, чтобы изменить индустрию, чтобы поддерживать больше женщин-режиссеров? Что мы можем сделать? Просто купить билет и рассказать о великих фильмах? Или есть еще?
Петра: Ну, это очень хорошее начало — пойти посмотреть фильмы, снятые женщинами. И говорить о них. И киножурналисты: пишите о фильмах, снятых женщинами. Киножурналистика также является областью, в которой доминируют мужчины. В общем, поддерживать и быть в курсе. И не ходите смотреть фильмы только для мальчиков. Не поддерживайте студийную систему. Студийная система, которая настолько безудержно сексистская. Это не забавно. Теперь это стало известно всем благодаря Харви Вайнштейну. Но в основе Харви Вайнштейна лежит глубоко сексистская киноиндустрия, которая настолько дала трещину. Это так грубо, если вы посмотрите на цифры. В начале Голливуда было много женщин, они сняли сотни фильмов, и в кинобизнесе было больше женщин, чем сейчас. Ты знаешь? И это позор.
Знаете, как мы, обычные кинозрители, можем помочь добиться перемен? Я просто стараюсь рассказать всем об этих замечательных фильмах и надеюсь, что кто-то пойдет их посмотреть.
Петра: Да, дело не в том, что мужчины снимают плохие фильмы, а в том, что женщины тоже снимают отличные фильмы.
Точно.
Петра: Я думаю – осознавать это и тогда постоянно иметь выбор. Самое главное — действительно пойти посмотреть эти фильмы, чтобы поддержать их и купить билеты. Вот где у вас также есть сила. Как потребитель и кинозритель.
Каковы ваши самые большие надежды на этот фильм, чего вы хотите достичь? Что было бы для него самым большим достижением? Вы надеетесь, что это изменит общество, или вы просто хотите, чтобы это было развлечением, которое заставляет людей думать?
Петра: Немного наивно думать, что фильмы могут изменить общество. Но фильмы могут повысить осведомленность, и это всегда в начале перемен. И я думаю, что фильм действительно является залогом одиночного мужества. Это залог для вас как личности в обществе, вы можете встать и бороться за равенство и справедливость. Это что-то, а демократия не данность. Это то, что мы, люди, имеем и создаем каждый день. Это не то, что просто подарок, и вы можете откинуться на спинку кресла и не идти голосовать. Люди боролись, женщины боролись за право голоса по всему миру, и сегодня есть люди, борющиеся за право голоса. И мы стали очень ленивыми. И мы принимаем это как должное, и мы должны поднять наши задницы с дивана и пойти на голосование, понимаете. Это верно. Я очень доволен реакцией на фильм, потому что люди очень тронуты, и после него они чувствуют себя неуверенно. Они думают, что да, правильно, мы должны продолжать это, и это была такая борьба, и борьба не закончена, и она того стоит, потому что мир становится лучше для мужчин и женщин, когда в нем больше равенства.
Я согласен. Полностью. Последний вопрос сегодня: какие фильмы, которые вы видели в последнее время, больше всего вдохновили вас как режиссера? Или впечатлил вас больше всего.
Петра: Хорошо. Это тяжело. И я очень, очень, очень убедительный фильм уже давно не смотрю.
Действительно? Ничего в этом году?
Петра: В этом году я мало ходил в кино в этом году. Ты знаешь почему? Потому что я всегда был в дороге с этим фильмом. Я думаю… фильм, который смонтировал мой друг, мне показался очень сильным. Это документальный фильм, он называется Для Ахкима.
Ах да, я знаю этот фильм.
Петра: Я видел его на Берлинале. И я подумал, что это очень сильный фильм. Следуя за этой молодой чернокожей женщиной, которая изо всех сил пытается пойти в школу. И я думаю, что это тот фильм, который меняет нашу точку зрения, повышает нашу осведомленность и делает наш мир, наш маленький пузырьковый мир, немного больше, чтобы увидеть людей, у которых совершенно другая борьба, чем у меня и у вас. И мне очень нравится этот фильм. Мне действительно это понравилось. Я думаю, что они проделали большую работу, чтобы показать жизнь этой девушки.
Ага. Я видел его и раньше на Берлинале. Мне это тоже очень понравилось.
Петра: Ага, Лили Хендерсон отредактировал его. Так что это приходит мне на ум еще и потому, что сейчас он идет в кинотеатрах, и я действительно хочу, чтобы люди пошли его посмотреть.
Хороший. Вот почему я спрашиваю, есть ли что-нибудь, что вы могли бы порекомендовать и надеюсь, что люди увидят.
Петра: И я думаю Битва полов стоит посмотреть. Хотя я не на 100% уверен в фильме. Но я думаю, что Эмма Стоун действительно великолепна, и это также история женщины, которая боролась и была очень смелой. И это также очень расширяет возможности. Я бы хотел, чтобы у него было немного больше внимания. Но в целом я бы сказал, что это важный фильм. Нам действительно нужно больше фильмов о женщинах и девочках и их жизненном опыте. Это действительно важно.
Соглашусь, у меня такое хорошее настроение. Я был так счастлив к концу, и сейчас редко вижу фильм, после которого мне становится так хорошо.
Петра: Ага. А также из-за того, что теннисный матч такой классный.
Спасибо Петре за то, что уделила ей время, а также Hook Publicity за организацию интервью.
Петра Вольпе Божественный порядок (или же Die Göttliche Ordnung) уже идет в некоторых кинотеатрах США (смотрите официальный трейлер). Он также уже открылся в кинотеатрах по всему миру, так что проверяйте его везде, где только можно, и смотрите как можно скорее. Списки театров США здесь. Спасибо за поддержку создания превосходного фильма.
Найдите больше сообщений: Подвиг, Инди, Интервью
1
ДЭВИДПД 13 ноября 2017 г.
Новые комментарии больше не допускаются к этому сообщению.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.firstshowing.net/2017/interview-swiss-filmmaker-petra-volpe-on-making-the-divine-order/