Для туристов, посещающих Австрию сегодня, образ императрицы Елизаветы может соперничать с образом Моцарта, когда дело доходит до украшения кофейных кружек, коробок шоколада и различных безделушек. Но рассказать историю императрицы Елизаветы в новом фильме Корсаж, писатель-режиссер Мари Кройцер проницательно рисует совершенно другой портрет королевской семьи, известной как Сиси; тот, который исправляет ложное представление о прекрасном идоле, обычно изображаемом в идиллической манере.
Отчасти благодаря обжигающей игре Вики Крипс — тихой, но взрывной под ее спокойной и собранной внешностью —Корсаж выглядит и ощущается совсем не так, как трио 1950-х годов». Сиси фильмов с Роми Шнайдер в главной роли. Для сравнения, императрица Крипса беспокойна, скучает и даже, если цитировать ее героиню Альму в Призрачная нить— «в поисках неприятностей» сразу после своего 40-летия. Читайте дальше, чтобы узнать, как Крипс понимает Элизабет, ее исследования Сиси, типичные истории принцесс и то, как эмоционально и физически было тяжело носить этот тесный корсет во время долгих съемочных дней.
AV-клуб: Я так понимаю, этот фильм изначально был твоей идеей. Как это началось и взлетело оттуда?
Вики Крипс: Это началось в моем детстве, когда моя мать открыто воспитывала меня. Я не очень хорошо знала образ принцессы в детстве. Я больше веселился и лазал по деревьям. Но у моих соседей были все эти фильмы о принцессах, и я, конечно, был очарован одеждой и тем, насколько она была красивой. Мне понравилось. Но, может быть, у меня всегда был свой взгляд на вещи из-за моего воспитания. Вот почему, когда я прочитал биографию, я вдруг заинтересовался ею. Я помню, как читал и думал: «Что там за кулисами?» Было ощущение, что что-то не так.
Я чувствовал, что они создали этот идеальный образ этой очень эксцентричной женщины и какой сумасшедшей она была, чтобы так много кататься на лошадях, иметь эти красивые волны и первые инструменты для фитнеса. Но я думал, зачем она это сделала? Мне казалось, что за фасадом скрывается что-то, что я мог только ощутить, что было намного темнее и печальнее. Гораздо позже я работал с Мари Кройцер в Австрии над фильмом под названием Раньше мы были крутыми. Нам так нравилось работать друг с другом. Поэтому мы сказали, что должны снять еще один фильм. И я сказал: «Мы должны снять фильм об императрице Елизавете, потому что мне кажется, что есть фильмы, но только об этой другой ее стороне, которая кажется ненастоящей. И не было ни одного фильма о настоящей женщине. Она подумала, что это очень глупая идея. [Laughs] Потому что она выросла в Австрии, с этим очень поверхностным, клише и пустым представлением о ней, понимаете? [She was] товар, на самом деле. Поэтому она подумала, что эмансипированной женщине неинтересно говорить о принцессе или о чем-то подобном. Но два года спустя я получил распечатку сценария с открыткой, на которой было написано: «Думаю, ты была права, Вики».
AVC: Интересно, что вы поднимаете свой взгляд на все истории и фильмы о принцессах в юном возрасте. Я любил их, когда я был ребенком. Но даже тогда я отчетливо помню, как сомневался в их якобы счастливом конце. «Что значит «долго и счастливо»? Что она собирается делать весь день во дворце? Что, если ей станет скучно?» Это было неприятно.
G/O Media может получить комиссию
ВК: Ага. Я думаю, мы все чувствовали это в детстве. Я думаю, независимо от твоего воспитания, если тебе действительно не промыли мозги, [we all felt] что-то в этом обществе не так. И [even though] мы [could] чувствовать это, мы знали это, у нас не было [right] слово [to describe it]. Особенно, как женщины, мы можем сказать, что кто-то пытается продать нам что-то неправильное в том, что мы красивы и молоды. У меня всегда было это чувство, но я не знал, что [it was]; Я был недостаточно стар. Но я всегда очень подозрительно относился к этим образам идеальной принцессы. И в то же время мне было грустно. Я чувствовал, что я далек от этого [image]. Я не хочу быть этим, но я не знаю, кто я. Так кто же я тогда, если я девушка, а не принцесса?
AVC: Этот вопрос так прекрасно проявляется в двойном представлении, которое вы создали здесь. Есть фасад, поверхность принцессы. Но тогда под этой поверхностью происходит много всего. Вы почти играете двух людей: беспокойных внутри и стойких снаружи.
Это немного то, что я сделал в Призрачная нить, но на этот раз я пошел дальше. Так что это мое современное понимание и современное чувство бунтарства, которое я сознательно беру с собой, изображая женщину другого времени. Но в то же время, [I was] очень уважительно относился ко всему, что было. Так что я не из тех, кто любит нарушать правило только для того, чтобы сломать его. Я уважаю правило в то же время. Я просто позволяю себе критиковать это и иметь свою позицию. Поэтому я уважал все, что знал о ней, все, чем она была. Она не оставалась в этом пространстве, потому что была слишком глупа, чтобы покинуть его. Но потому что в то время это то, что вы поняли и это то, что вы увидели. Так что я старалась оставаться там столько же, сколько нужно, чтобы уважать ее обстоятельства того времени, но привносить свое собственное ощущение того, что я женщина. Как актриса, я всегда чувствовала определенное давление, чтобы поступать правильно, делать правильный портрет, быть хорошей девочкой и быть хорошей актрисой, чтобы люди [could] сказать: «Молодец, Вики!» Но я всегда ненавидел, что во мне всегда было что-то вроде: «Мне все равно. Я делаю это не потому, что я тебе нравлюсь, я делаю это, чтобы мы могли поговорить».
AVC: Я так рада, что ты затронул Призрачная нить потому что я не могу не думать о Корсаж по отношению к нему, но и по отношению к Остров Бергмана. Во всех трех случаях ваши персонажи действуют в мирах и браках, которые ожидают от нее определенного поведения или компромисса. Но все три женщины отказываются играть по правилам.
ВК: Я чувствую то же самое. Всем трем женщинам нужно найти свой собственный способ выжить в мужском мире, защитить то, во что они верят, и найти свою собственную историю. В Остров Бергмана, она должна найти свой собственный способ создания фильмов, чтобы она могла существовать и понимать, что у нее другой путь. Это не неправильно, потому что это другое. Это даже более правильно и более интуитивно. Альма [in Phantom Thread] должна понять, что она может быть сама по себе женщиной. Ей не нужно отнимать [her] любить или доказать, что она сильнее его. И Сиси такая же. Она, наконец, позволяет себе освободиться, что, конечно же, мы придумали. Ее реальная жизнь, к сожалению, была не такой.
Я пытаюсь показать женщинам, что мы уже сильны. Нам не нужно становиться суперженщинами. Нам не нужно становиться истребителями мести, убийцами или кем-то в этом роде. Мы не должны становиться монстром. Мы не знаем. Мы уже сильны. И мы можем поддерживать ту жизнь, которая у нас есть, просто понимая, что мы уже сильны. Мы становимся сильнее, не доказывая свою силу мужчинам или побеждая в битве, а, наконец, принимая женское начало. [energy]. Это сила, которая у нас есть.
АВК: Каково было надевать одежду Сиси, особенно ее корсет, чтобы стать ею? Как теснота и телесные ограничения повлияли на ваше выступление?
ВК: Мы с Мари заранее решили, что будем использовать корсет так, как он был у них. Мы не собирались обманывать. Мы собираемся использовать настоящий корсет, и мы думали, что будем уважать ее. Я не хотела быть еще одним человеком, который использует ее, просто чтобы сыграть хорошую роль, чтобы показать всем, что я хорошая актриса. Во всех писаниях, которые вы находите о ней, действительно трудно понять, кем она была на самом деле. Но было [always] этот корсет, поэтому мы думали, что мы будем использовать его. К сожалению, мы не поняли, что это значит. Я думаю, это была ошибка. Но я старался придерживаться того, что выбрал, и говорил: «Это твоя собственная ошибка, так что теперь ты тоже можешь жить с этим».
Случилось это потому, что я носила его весь день, а не как принцесса после, знаете ли, полудня. [I was starting] утром в 4 часа. У костюмерши, которая одевала меня каждый день, иногда кровоточили пальцы из-за перетягивания ниточек. Так что больно было не только мне, но и ей. Мы были там так рано, потому что нам нужно было так много времени для этого. И это было чудовище, которого нам приходилось приручать каждое утро. Иногда я плакал, иногда она плакала, просто видя, как я страдаю. И это была такая женская связь, которую мы создали вокруг этого надевания корсета, что это действительно стало частью моего путешествия. И я думаю, что это дало мне намного больше, чем я думал, но, к сожалению, это также лишило меня чувств. Так что, как только я надел его, единственным моим желанием было курить. Даже не ешьте, потому что вы не можете есть в этом. Но лишь бы что-то взять. Вы не можете двигаться, вы не можете дышать и вы не можете чувствовать. Не знаю, как он работает, но в диафрагме он просто режет все ваши эмоции. Вы вроде как понимаете это чувство, но не можете его выпустить.
И это, конечно, стало фильмом, и теперь было бы легко сказать: «О, но на то оно и было хорошо, что теперь это в фильме». Я так ненавижу это дело. Я даже не хочу сказать, что это было хорошо для фильма, потому что я его так ненавижу. Женщины носили это, и люди говорили, что они трудные, капризные и истеричные, они падают в обморок и слабы. Я имею в виду, постарайся быть сильным с этой штукой. Попробуй и будь нормальным. Попробуйте и будьте счастливы. Это невозможно.
AVC: Какие еще физические упражнения и испытания вы выполняли?
ВК: У меня было два месяца, чтобы пойти в школу. У меня был календарь, и я писал его от руки. Он был полон каждый день. Итак, все началось в 8 утра. Я пошел купаться в лед оттуда. Ходил на верховую езду, ходил на фехтование. Оттуда я отправился в Венгрию. [class]. Это было бесконечно. А потом я тоже пошел к Джейн Гибсон, коучу по телу. Она пришла из танцев. Я хотел наладить диалог с одним человеком, который был бы только о языке тела. Потому что я хотел понять, что это сделает с тобой, если тебя разрежут пополам? Поэтому я разработал язык тела, при котором я ходил почти так, как будто не касаюсь земли, как будто я парю. А потом у меня были эти курсы, где я должен был узнать о нравах при дворе.
Я любил это, но это было действительно много в то же время. Мол, я не могла нормально есть из-за корсета. Я вовсе не мазохист. Я люблю быть в порядке. Мне не нужно чувствовать боль, чтобы знать, что я делаю что-то правильно. Но в данном случае я хотел приручить зверя и знал, что смогу это сделать, только если попытаюсь понять [Sisi] так много как я могу.
AVC: В конце фильма, в титрах, вы, к счастью, в этом красивом свободном платье и радостно танцуете. Должно быть, это было облегчением.
ВК: [We shot that] близко к концу. И мне это было очень нужно. Это было облегчением. Это была идея ДП. [Judith Kaufmann]. Она сказала: «Давайте устроим ей какое-то время, когда ее никто не увидит. Как насчет танцев?» И я люблю танцевать. Поэтому я сразу сказал да. Тогда они сказали: «Поговорим об этом?» Я сказал: «Нет, нет, нет, не говори об этом». Мы никогда не говорим ни о какой из сцен. Я действительно в основном импровизирую, и все, что мы знали, это то, что мы будем использовать одну катушку пленки, чтобы они не могли нас остановить. Потому что этой сцены не было в сценарии. И если вы пойдете на постановку с таким ограниченным бюджетом и скажете, что добавили сцену, вас буквально убьют. [Laughs] Таким образом, мы просто использовали один рулон в конце дня, который заканчивался немного раньше, чем другие.
А потом я пошла в отдел грима перед сценой. Я говорю: «У тебя где-то усы от парней есть?» Я взял его, и это было моим удивлением для режиссера и оператора-постановщика, они не знали. Но я чувствовал, что это будет так правильно. Теперь это моя любимая сцена. Каждый раз, когда я вижу, как танцую и надеваю усы, я чувствую себя таким освобожденным, и мне так хорошо и радостно делиться этим маленьким озорством с миром.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.avclub.com/vicky-krieps-interview-corsage-film-empress-elisabeth-1849906530