Интервью: сценарист и режиссер фильма «Сын Саула» Ласло Немеш о кинопроизводстве
к Алекс Биллингтон
29 октября 2015 г.
«Это было очень интенсивно». Один из лучших фильмов, которые я видел в этом году, называется сын Саула, премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале и которая получила Гран-при жюри и ряд других наград. Затем он был показан на кинофестивалях в Теллурайде, Торонто, Ванкувере, Нью-Йорке и Лондоне и будет показан в кинотеатрах в декабре этого года (в тот же день, когда Звездные войны). Это шедевр, и я сказал это в моем пылающем обзоре, так как этот фильм полностью сдул меня. Позвольте представить вам его режиссера — венгерского кинорежиссера. Ласло Немеш (как видно выше). Ранее он снял несколько короткометражек, в том числе Джентльмен уходит, но это его полнометражный дебют, и это поразительно. Мне пришлось встретиться с Ласло, чтобы поговорить об этом фильме и многом другом.
сын Саула рассказывает о человеке, работавшем в концентрационном лагере во время Второй мировой войны, который является «Зондеркоманда«, группа заключенных, обладающих секретной информацией, которые помогают нацистам в их ужасных делах. В мой обзор из сын Саулакоторый был показан на Нью-Йоркском кинофестивале, я написал: «Мы думаем, что знаем, как плохо было в этих местах, но мы понятия не имеем. Вместо того, чтобы заставить нас смотреть прямо на эти ужасы, мы вынуждены наблюдать за лицом человека, переживающего все это вокруг себя на собственном опыте, сдерживая его эмоции, иначе он тоже будет убит». Это технически выдающийся кинематографический опыт и жестоко честный взгляд на то, насколько ужасным был Холокост на самом деле. Но это необыкновенный фильм, который, я надеюсь, многие увидят. Вот трейлер для справки:
Я встретился с Ласло Немесом в киноцентре Элинор Бунин Манро в Линкольн-центре, где он как раз собирался выступить перед прессой, которая в то утро показывала фильм для Нью-Йоркского кинофестиваля. Я видел фильм ранее, и как только он закончился, я подумал: «У меня есть вопросы». Поэтому я подошел к этому интервью с Ласло с точки зрения обсуждения кинопроизводства и логистических задач, связанных с созданием этого очень сложного и очень душераздирающего, но впечатляющего фильма. Интервью начинается, когда я говорю ему об этом…
Ласло Немеш: Вы также должны поговорить с моим оператором [- Mátyás Erdély].
Так же как и подстава, эта установка следовать за этим человеком через лагерь… было ли все в нем с самого начала?
Ласло: Ну и стратегия была — не точные позиции и не точные кадры. Но общая стратегия, состоящая в том, чтобы сделать портрет человека, была с самого начала, до сценария, на самом деле.
Откуда взялась эта идея? Причина, по которой я спрашиваю, в том, что я, и это звучит странно, но я в некотором смысле большой ботаник Второй мировой войны.
Ласло: Это хорошо. Я тоже.
Об этом снято так много фильмов, что мне всегда интересно, какие новые истории можно рассказать, а потом мы видим что-то удивительное, подобное этому, и я понимаю, что о Второй мировой войне мы можем узнать еще очень много. Почему в настоящее время рассказать такую историю?
Ласло: Потому что я думаю, что кино сделало так много, чтобы на самом деле… лгать об опыте лагеря.
Вы имеете в виду быть нечестным об этом?
Ласло: Ага. Я имею в виду не обязательно сознательным или злонамеренным образом. Это просто больше — давать неправильную картинку, и не обязательно специально. Но я исходил из того, что личность в лагере была очень ограниченной. Это как говорить о человеке на поле боя. Знаем ли мы на самом деле, что это за опыт, насколько он интуитивен? Может быть, вы можете сказать, может быть, Спилберг в [Saving Private] Райан что-то из этого уловил. Хотя мы придерживаемся главного героя, но все же как бы прыгаем в точках зрения.
Я хотел сказать, что интуитивный опыт лагеря не так прост, как то, о чем вы можете прочитать в рассказах или рассказах о выживании или увидеть в кино и фильмах о Холокосте. Этот вид повествования основан на нескольких точках зрения. Представленные ракурсы, показ и рассказ множества деталей, делающие это понятным для аудитории. Знаешь, пытаешься объяснить многие вещи.
Но я хочу сказать, что зрителю никогда не показывают его крайнюю ограниченность и то, как мало можно знать и как мало можно рассматривать как [single] человек. Так что я хотел забыть эту дистанцию, придуманную послевоенным периодом, и вернуться в ее середину. Действительно, в захватывающем способе быть здесь и сейчас одним человеком в концентрационном лагере.
Вы заметили сопротивление? Сложно ли было финансировать? Где люди говорят: «Нам больше не нужно это видеть»?
Ласло: Да! Абсолютно. «Нам не нужно это видеть. Нам больше не нужно это видеть». Ага. Было очень трудно убедить людей, что это будет интересный опыт.
Было ли что-то, что вы продолжали им говорить, например: «Оставайтесь с нами, и вы это увидите…»?
Ласло: Да. Абсолютно.
Как много из этого было разработано… Была ли у вас раскадровка на тот момент?
Ласло: Нет. У нас было… на iPad у нас были положения камеры для всех сцен. Итак, от начала, до середины, до конца — позиции камеры и персонажей. Вот как мы… это было больше похоже на обзор, а не на раскадровку. Раскадровать такие вещи очень сложно…
Что меня так впечатлило, так это сложность всех движений. Это один большой набор?
Ласло: Да.
Итак, каждая часть, которую вы перемещаете отсюда сюда…
Ласло: Мы не хотели переходить от экстерьера к интерьеру или от интерьера к экстерьеру только потому, что меняемся местами. Так что нам нужно было найти способ… Я хотел, чтобы в наборе был органичный персонаж, поэтому это не набор, а место. На самом деле, мы также интегрировали в декорации много света, потому что хотели, чтобы у зрителя было ощущение, что это реальное место. Это настоящая фабрика. Потому что это фабрика смерти, но это фабрика. Поэтому мы хотели сделать его максимально сдержанным, но со всеми уже присутствующими элементами.
Так что у актеров и съемочной группы было ощущение, что они не на съемочной площадке.
Это должно быть пугающим опытом для всех на нем.
Ласло: Я думаю, это было очень интенсивно. Это было очень интенсивно.
Это одна из вещей, которые меня поразили, я чувствовал, что находишься в настоящем концентрационном лагере… как будто он полностью действовал, и ты его захватываешь.
Ласло: Да.
Еще один аспект, который меня впечатлил, — это иерархия между каждым человеком в лагере и все тонкие мимики, маленькие выражения между определенными людьми, основанные на их ранге.
Ласло: Разные капо и иерархии, да. Мы хотели передать и это. Дело не только в иерархии. Это также о том, как центры силы [that] не обязательно основаны на иерархии, но также, возможно, среди членов зондеркоманды, как они развиваются и как они существуют.
Как ты это провернул? У вас были длительные репетиции? У вас было много дискуссий с каждым актерским составом и съемочной группой?
Ласло: Ага. У нас было много дискуссий…
Каждый казался таким чрезвычайно естественным в каждый момент. Даже не «О, он должен это делать». Типа: «Этот парень просто делает это».
Ласло: Ну, у меня был, наверное, режиссёрский подход, основанный на том, чтобы не снимать фильм о послевоенном периоде, даже если, конечно, мы… но вернёмся к самым основам и вернёмся к здесь и сейчас. Для этого пришлось убрать весь круг, коды, установленные фильмами, которые там были — нацистские салюты, флаги, обычные способы изображения лагеря. Кроме того, то, что мы читаем в документах, которые мы читаем, сообщает о вещах, отличных от тех, что сообщаются в фильмах.
Так что да. Пришлось провести масштабное исследование. А еще наши исторические советники очень помогли нам разобраться, до мельчайших подробностей, во всем, что было в лагере. Лагерь обычно в фильмах изображают таким образом, что все дело в организации. Но мы говорим, и это — я думаю, исходя из того, что мы знаем о лагерях — это не только организованное место, но и хаотичное место. Это хаос и организация одновременно. Это постоянно — человек застревает между этими двумя зверями, хаосом и организацией. И это там все время.
Было ли это полностью настроено, чтобы просто работать, а затем вы идете и снимаете этого парня в нем, пока все это происходит? Сколько всего человек одновременно работало на съемочной площадке?
Ласло: Это зависит. Вы имеете в виду экипаж?
Ну и экипаж тоже, но тоже актерский состав?
Ласло: Доп и все?
Да?
Ласло: Он варьируется от 10 актеров и фона и обычно 70 членов съемочной группы до примерно 300 статистов. Так что иногда это 300 или 400 человек. Но экипаж очень хороший. Съемочная группа очень опытная, потому что у меня могут быть очень хорошие члены съемочной группы в Венгрии даже для первого полнометражного фильма, что очень хорошо. Они знают, как делать эти сложные кадры. И мы знали, что можем делать 10-минутные кадры. Это выполнимо. Я знаю, как это сделать. Но для этого фильма все должно было быть по-другому. Нам нужно было придать сцене ощущение иммерсивности или органичности, создав ощущение того, что она происходит здесь и сейчас, но в то же время не создавая чрезмерно хореографическую сцену. Я не хотел этого делать, потому что это было бы слишком идеально. И мы хотели сохранить ощущение смеси хаоса и организованности. Именно этим мы руководствовались при разработке снимков.
Эти кадры, говорящие о том, что мы делаем портрет человека и остаемся возле этого человека на протяжении всего фильма, значит, мы вот так далеко от его лица. Это означает, что иногда нам приходится садиться в грузовик или в воду — в труднодоступные места. У нас должны были быть подготовка и технические навыки, чтобы осуществить это.
Похоже, судя по тому, как вы это описываете, каждый человек на съемочной площадке был полностью согласен с тем, что вы пытались осуществить. Это редкость? И – в этом ли был залог успеха этого фильма?
Ласло: Я думаю, это было ключевым. Это было абсолютно ключевым. Это интересно, потому что у нас очень сильная творческая команда. Оператор, редактор был на съемочной площадке. Мой соавтор был на съемочной площадке. Художник-постановщик приезжал по возможности. На самом деле мы знали, что это амбициозный фильм. Но у всех было ощущение, что это было — амбиции и масштабы того стоили.
Так что мы были на одной волне. Вместе мы сняли несколько короткометражных фильмов. Некоторые члены экипажа очень опытны. Так что я хотел бы иметь молодых людей, а также более опытных людей. Мой художник-постановщик очень опытный. Он снял десятки художественных фильмов. Но также и для него это был свежий опыт. Так что это смешанная команда с разными навыками, но в то же время действительно постоянно сосредоточенная на фильме, а также на создании одного и того же фильма.
Но для этого они задают вопросы. Так дело в том, что они всегда задают вопросы. Оператор-постановщик, например, всегда вмешивается очень рано, на уровне сценария. Он дает свои мысли. Он задает свои вопросы. Поэтому я думаю, что это очень органично в том, как люди работают на меня. А еще они меня не щадят. И они всегда ставят препятствия на моем пути. Так что я имеют преодолевать эти препятствия и отвечать на вопросы, которые они задают, потому что они не люди, говорящие «да». Было очень важно иметь трудных людей. Они всегда задают вопросы. Они не боятся задавать вопросы.
Я полностью понимаю. Похоже, это действительно изменило ситуацию в конце.
Ласло: Ага. Это действительно имело значение.
До того, как вы появились в Каннах, вы знали, что у вас было? Вы знали, что у вас есть отличный фильм, который всем понравится?
Ласло: Нет, наоборот. Когда я впервые редактировал его или редактировал звук, у меня было ощущение, что этот фильм никогда не дойдет до зрителей, потому что я был так расстроен тем, что не смог сделать. Это было так сложно сделать. Этот фильм был так трудно сделать. Мы столкнулись с таким сопротивлением. И каждый съемочный день был разной сложности. Каждый день были разные трудности.
И я знал, что мы делаем прототип. Это не обычный вид фильма. Мы знали, что он стилистически сильно отличается от обычных фильмов. Думаю, мы были больше напуганы, чем уверены, но еще и потому, что, наверное, у меня не хватило опыта.
Верно, и это обычно ответ, который я слышу от кинематографистов. Мне как зрителю это интересно, потому что мы понятия не имеем, что переживать, мы заходим, что-то видим и поражаемся. И тогда мы как бы смотрим на все наоборот.
Ласло: Это интересно. Но также я считаю, что кино интересно, когда… ты должен отправить зрителя в неожиданное путешествие. Кроме того, мне это нравится. Мне нравится не удивлять зрителя ради того, чтобы удивить зрителя. Но все же я думаю, что в кино должно быть что-то вроде путешествия. А мне нравятся фильмы-путешествия.
Какие фильмы или режиссеры вдохновили вас в вашей жизни или дали направление тому, что вы пытаетесь сделать?
Ласло: Ну, много. Но я бы сказал [Andrei] Тарковский сделал в раннем возрасте, когда мне было 20 лет. А потом Кубрик был со мной, кажется, уже давно, просто эталон того, как вы делаете фильм; каким вдумчивым нужно быть, чтобы снять фильм. И [Michelangelo] Антониони Я думаю, было также очень важно, как снимать фильмы, которые не похожи на другие, просто быть открытыми для метафизического мира. Но Кубрик, я думаю, также очень открыт для этого. Вот почему меня это так привлекает.
Что вы хотите делать в будущем? Вы хотите продолжать делать фичи…?
Ласло: Да…
Вы хотите продолжать делать экспериментальные функции или хотите прыгнуть в Голливуд?
Ласло: Ну что тут экспериментального? Голливуд очень заинтересован в этом фильме…
Вот интересный вопрос — можно ли снять экспериментальный фильм в Голливуде?
Ласло: Я думаю, вы можете. Голливуд, находящийся на обочине, всегда экспериментировал с новыми способами. Так что я думаю да. Это зависит от того, как и когда, я думаю, и за сколько денег.
Истинный. Удачи. Я надеюсь, что у тебя будет блестящая карьера, а не та, где я, как наблюдатель со стороны, задаюсь вопросом: «О, зачем ты это берешь?»
Ласло: На самом деле, я пытаюсь держать себя в руках — я думаю, это тоже важно. Следующий фильм, вероятно, будет в Венгрии. Это фильм 1910 года. Это также очень захватывающе, но по-другому. Это молодая женщина в 1910 году в Будапеште перед войной, Первой мировой войной. И это триллер. Так что посмотрим, что будет.
Звучит отлично. С нетерпением жду этого.
Ласло: Спасибо.
Большое спасибо Ласло Немешу за то, что он уделил мне время, чтобы поговорить со мной, и Gluck PR за организацию.
Ласло Немеш сын Саула будет выпущен Sony Pictures Classics в кинотеатрах, начиная с 18 декабря этой осенью. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале в мае, а также на NYFF. Читать отзыв Алекса и пойти посмотреть это в кинотеатрах, когда он откроется. Это шедевр, и он должен быть показан только в формате 35 мм.
Найдите больше сообщений: Подвиг, Интервью
1
ДЭВИДПД 29 октября 2015 г.
Новые комментарии больше не допускаются к этому сообщению.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.firstshowing.net/2015/interview-son-of-saul-writerdirector-laszlo-nemes-on-great-cinema/