Фильмы, снятые их звездами, сами по себе являются жанром, который включает в себя документальные фильмы от первого лица, авангардные «психодрамы» и автопортреты, такие как «Люмьер» Жанны Моро — фильм о вымышленной актрисе в расцвете сил.
“Люмьер», первый фильм Моро в качестве режиссера, показанный в течение недели на Film Forum, начиная с 17 марта, недавно отреставрирован и на семь минут длиннее, чем версия 1976 года, выпущенная в Соединенных Штатах.
Моро не столько берет на себя роль в «Люмьере», сколько представляет себя. Не автобиографический, это фильм об актерской игре или о том, что Ивонн Райнер назвала «жизнью актеров». Персонаж Моро, Сара, — это добрая звезда, вокруг которой вращаются три разрозненных коллеги. Лаура (Лючия Бозе), итальянская актриса примерно того же возраста, что и Сара, замужем за продюсером и угнетена своими социальными ролями жены, матери и дочери. Несколько моложе Жюльенн (Франсин Расетт) — самовлюбленная (или амбициозная) театральная актриса, которую преследует еще более самовлюбленная американская звезда (Кит Кэррадайн). А Кэролайн (Кэролайн Картье), неуверенная в себе неофитка, борется с мужчинами-эксплуататорами и эмоционально оскорбительным партнером.
«Люмьер», открывший Второй международный фестиваль женских фильмов в 1976 году, провокационно запланированный перед Нью-Йоркским кинофестивалем в том же году, скорее прозаический, чем полемический. Несколько мужчин также вращаются вокруг Сары. К ним относятся раздражающий молодой режиссер, который также является ее любовником (Фрэнсис Хастер), святой пожилой человек (Франсуа Симон), который помог ей пережить личную трагедию, и угрюмый писатель (Бруно Ганц), который ей понравился. Коллеги Сары кажутся окруженными ревнивыми, хищными и эгоистичными мужчинами, неспособными понять женскую солидарность, которую прославляет фильм. Напротив, она независима.
Поскольку Сара контролирует свою жизнь (и гардероб), Моро кажется уверенным в ее руководстве большим и талантливым актерским составом. Одна из самых занятых актрис своего поколения, чье резюме включало работу с некоторыми из величайших режиссеров мира, среди которых Антониони, Бунюэль и Уэллс, — она не испытывает недостатка в визуальных идеях. (Любопытно, что Сара цитирует один фильм — «Час волка» Ингмара Бергмана, готический рассказ о нисхождении художника во тьму, почти противоположный «Люмьеру».)
Плавный и уверенный, фильм разворачивается за несколько дней до того, как Саре вручают награду за заслуги перед жизнью, которая, с точки зрения карьеры Моро, может быть почти «Люмьер». Моро как режиссер не столько тщеславна, сколько честна, представляя себя всемирно уважаемым профессионалом. Когда она брала интервью Ричард Эдер для «Нью-Йорк Таймс», она объяснила, что в детстве она ускользала в театр: «Я сидела там в темноте и наблюдала за всеми этими людьми на сцене при свете. Я так взволнован. Я думал, что мне не суждено быть в темноте; мое призвание состояло в том, чтобы быть в свете».
На экране Моро проявляет самообладание. В своей финальной сцене «Люмьер» иллюстрирует еще одну брешь шоу-бизнеса: шоу должно продолжаться — и это шоу Моро. Ее спокойное хмурое лицо может указывать на суровую решимость, но моменты ее легкомыслия удивительно великодушны. «Светом» в названии также является, как французский критик Изабель Джордан закончила свой отзыв о фильме, «самая красивая улыбка во французском кино».
Люмьер
До 23 марта, Кинофорум, Манхэттен; Filmforum.org.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2023/03/14/movies/lumiere-an-actress-destined-to-be-in-the-light.html