Что значит быть человеческим символом секса или чего-то еще? Смерть Ракель Уэлч в возрасте 82 лет заставляет нас задуматься о том, что происходит с нашими секс-символами, когда они стареют. В конце концов, что такое культурное долголетие бомбы, роковой женщины? Мы склонны считать, что они отказываются от этого статуса. Мисс Уэлч этого не сделала. Она поддерживала его вместе со своим достоинством. Как это возможно?
Мисс Уэлч не была прежде всего актрисой, хотя и снялась в десятках фильмов. Она была иконой определенного жанра, экранной сиреной сексуальной революции. Ее имя стало синонимом коммерческой формы эротики, основанной на ее особой пышной красоте: фигура в виде песочных часов, миндалевидные темные глаза, пышные волосы и знаменитая такая же пышная грудь.
Самым незабываемым изображением ранней карьеры г-жи Уэлч, безусловно, является знаменитый плакат 1966 года, рекламирующий ее роль Лоаны, пещерной женщины в «Миллионе лет до нашей эры». На нем она стоит на каком-то древнем пейзаже из песка и скал, каштановые волосы перекинуты через одно плечо, одет в рваное бикини из оленьей кожи. Ее поза одновременно дерзкая и приветливая — раскинутые руки, расставленные ноги — и фантазия о телесном совершенстве из дорепрессивного «идентификатора» цивилизации, казалось бы, не стесненного современными ограничениями в одежде или сексуальной скромностью.
С этой ролью (для которой она почти не произнесла ни слова) мисс Уэлч приобрела образ, от которого никогда не избавится: женщина с почти примитивным животным обаянием, живая кинозвезда. В рецензии на фильм в New York Times г-жа Уэлч была названа «чудесным, дышащим памятником женственности», и в этом заключался парадокс ее карьеры: памятники не дышат и не стареют.
В то время как другие голливудские актрисы пришли в бизнес благодаря роли в бикини, мисс Уэлч была необычна тем, что она оставалась твердо закрепленной в этой категории. Мэрилин Монро была моделью с обложки Playboy, которая за свою короткую жизнь превратилась в настоящую кинозвезду. То же самое для Джейн Мэнсфилд. Софи Лорен, чья красота была очень похожа на красоту мисс Уэлч, успешно сделала блестящую драматическую карьеру. И Джейн Фонда полностью превзошла свои дни плаката секс-пота Барбареллы, чтобы стать известной актрисой.
Почему же тогда мисс Уэлч осталась в нашем воображении Лоаной на афише, даже после получения «Золотого глобуса» в 1973 году за роль в «Трех мушкетерах»? Конечно, она, возможно, не разделяла сценическое мастерство этих других актрис, но есть кое-что еще. Каким-то образом мисс Уэлч идеально вписалась в очень специфическое американское видение потребляемой женской сексуальности, видение, родившееся в конце 60-х, но укоренившееся в 70-х.
Отчасти это внешний вид — все волосы и декольте — но также и отношение. Объективным, да, но самосознающим. Спокойно уверенная в себе, даже облаченная в свою сногсшибательную сексуальность, доступная, но дерзкая. Ближайшим сопоставимым современником может быть Ким Кардашьян, которая является звездой, не будучи актрисой, товаром, создающим свой собственный бренд — Пигмалион и Галатея в одном лице.
Чтобы посмотреть, как мисс Уэлч подшучивает над Джонни Карсон на его шоу в 1968 году, чтобы увидеть, как она идет по этому канату. Перед тем, как она выходит на сцену, мистер Карсон и его приятель Эд МакМахон бормочут друг с другом о том, как нервирует их красота. Мистер МакМахон нервно шутит о том, что, увидев мисс Уэлч за кулисами, он полностью потерял сознание. Обычно бойкий, мистер Карсон изо всех сил пытается найти слова, чтобы описать ее, делая универсальный жест рукой для большой груди. Когда г-жа Уэлч выходит на сцену, прикрытая платьем ангельского белого цвета с высоким воротом и длиной до пола (прикол, который предполагает, что все трое вовлечены в шутку), двое мужчин, кажется, не в силах сдержать ее тихую уравновешенность. На вопрос о том, является ли она секс-символом, она отвечает с разрушительной простотой: «Нельзя бороться с имиджем».
И она никогда этого не делала. Вместо этого г-жа Уэлч склонилась к этому, и каким-то образом природа помогла ей. Несмотря на то, что мисс Уэлч, возможно, получала некую «внешнюю» помощь в поддержании молодости лица и фигуры, мисс Уэлч никогда не выглядела неестественно или «натянуто». Вместо этого она выглядела узнаваемо похожей на себя до самого конца. Сладострастная, точеная, с обрамляющей лицо каштановой гривой.
И она умело извлекла выгоду из этого образа, продав его версию другим женщинам в виде своей успешной линии париков Raquel Welch, которые она продавала на QVC. Веб-сайт для ее париков, которые все напоминали ее собственные прически, был представлен ряд моделей, которые физически напоминали мисс Уэлч, с вкраплениями фотографий самой мисс Уэлч в париках. Сообщение было ясным: купите этот симулякр части моего тела и присоединитесь ко мне в этом множестве красот. Полное принятие, даже объятие само-фетишизации, фрагментации тела в основе такой большой культуры красоты.
То, что это послание все еще было жизнеспособным, когда г-же Уэлч было за 80, свидетельствует о ее уникальном статусе. Возможно, она никогда не была полноценной кинозвездой, но мисс Уэлч всю свою жизнь была секс-символом. Неясно, желательно ли это или даже возможно для других женщин. И многие пострадали в нашей эйджистской культуре из-за того, что, казалось, слишком старались сохранить свою привлекательность после определенного возраста (даже если они на самом деле могли бы творчески заново изобретать себя: посмотрите на Мадонну на Грэмми в этом году).
Несколько известных знаменитостей достигли аналогичного долголетия. Рита Морено — пистолет в 90 лет. Мисс Фонда элегантна в 85 лет. Мисс Лорен — пожилая гламурная государственная женщина в 88 лет. Но эти женщины больше не делают «ва-ва-вум». Они не являются самосознательными товарами или «дышащими памятниками». Этот титул принадлежал только Ракель Уэлч; он может уйти в отставку с ее уходом — и это, вероятно, к лучшему.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2023/02/15/style/raquel-welch-sex-symbol.html