На кинофестивале «Сандэнс» в январе прошлого года Никиату Джусу был представлен как захватывающий новый голос в американском кино. Ее фильм, получивший Гран-при жюри Няня, смелый и уверенный первый полнометражный фильм, рассказывает историю Аиши (Анна Диоп), незарегистрированной иммигрантки из Нью-Йорка, которая работает няней у привилегированной пары Эми и Адама (Мишель Монаган и Морган Спектор). Она тоскует по сыну, которого оставила в Сенегале, и эта боль проявляется как что-то зловещее, чего она не может идентифицировать, пока не почувствует, что оно вторгается в ее реальность.
Чтобы нарисовать психологический портрет, основанный на воспоминаниях о своей реальной матери-иммигрантке, Джусу обратилась к элементам хоррора и жанрового кино. Как она показывает AV-клуб, она также использовала народные сказки Западной Африки и мистических существ, чтобы создать потрясающие визуальные эффекты этого уникального повествования. Пока она готовится к Няня23 ноября и стримингового сервиса Amazon Prime Video 16 декабря, Джусу рассказывает о своих кинематографических вдохновениях, типах фильмов, которые она хочет снимать, и о том, почему так важно закончить историю, даже ужасающую! обнадеживающая записка.
AV-клуб: Няня — это психологический портрет женщины-иммигрантки, переживающей чувство потери из-за того, что она оставила своего ребенка дома, но вы решили отфильтровать это через ужасы и народные сказки. Расскажите об этом выборе.
Никиату Джусу: Мне нравится, как ты это описываешь. Ваше описание кажется точным. Многие люди натыкаются на это как на откровенный ужас. Посмотрев разные виды ужасов со всего мира, у вас есть полный ужас, повышенный ужас, боди-хоррор, разные виды. Но как человек, который путешествовал, используя кино интеллектуально, я восхищаюсь кинематографистами. [are] Усман Сембен, Майкл Ханеке, Линн Рэмзи, Пак Чан-Вук, Пон Джун-хо, Андреа Арнольд, Дженнифер Кент. Список длинный, но вы заметите, что все они не американцы, и я думаю, что они получают больше свободы, чтобы быть кроссжанровыми.
Няня безусловно, это кроссжанровый фильм. Я просто хотел сделать эту вещь похожей на мою историю. Я американец в первом поколении, родился в семье жителей Сьерра-Леоне в Атланте, штат Джорджия. Так что я действительно американец из Сьерра-Леоне и нахожусь между ними — я американец первого поколения, а не достаточно африканец, недостаточно черный американец. Это предельное пространство. И поэтому я думаю, что именно по этой причине я создаю работы, которые нелегко идентифицировать. Но также моей точкой входа в рассказывание историй было жадное чтение: Тони Моррисон, Октавия Батлер, Зора Нил Херстон. Люди, которые создавали миры, которые также были очень кросс-жанровыми. Происхождение [of Nanny] очень вольно основан на рассказе моей матери. Она блестящая и высокообразованная. Она самостоятельно опубликовала два романа, и все же работа, которую ей приходилось делать, чтобы зарабатывать на жизнь и приносить деньги в домашнее хозяйство, часто сводилась к домашней работе и другим формам труда. Так что в детстве меня всегда беспокоило то, как с ней обращаются, когда она выходит из дома, как с ней обращаются в этих чужих домах? Это был трамплин. Затем я понял, что хочу использовать элементы западноафриканского повествования и западноафриканских фигур сопротивления, и, честно говоря, Паук Ананси и Мами Вата — две очень распространенные формы восстания в нашем повествовании. Таким образом, все эти разные части собрались вместе.
AVC: Я иммигрант из Судана. Так что я был очень тронут этим фильмом, потому что меня также преследуют мечты о старой стране, о людях, которых я оставил. Потом ты просыпаешься, а тебя нет. Я думал, ты так хорошо это представил.
Нью-Джерси: Я чуть не разволновалась, потому что ты напоминаешь мне, что я даже не разговаривала с мамой весь день. Ты напоминаешь мне, что, став американцем первого поколения, ты видишь ностальгию по своим родителям. Вы видите горе от ухода, хорошее и плохое, но это дом, это их происхождение. И способы, которыми они должны ориентироваться в Америке как черные иммигранты … Я не думаю, что мы получаем много историй о том, как быть иммигрантом и быть черным, а затем узнавать, что это значит в Америке, потому что теперь никого не волнует, где вы из. Ты Черный. Затем, когда вы открываете рот, вы черный с акцентом. Это одеяло, которое я определенно хотел увидеть в отражении, потому что мы не видим его в мейнстриме. Но кроме того, мы не в этих бункерах, я вырос с либерийскими дядями и тетями, ганцами, нигерийцами, ямайцами и тринидадцами. Африканская диаспора всегда была в моем доме: чернокожие американцы общались с моей семьей и, очевидно, со мной, выросшим чернокожим американцем. Я не вижу много контента, который показывает, как мы взаимодействуем в этой стране. Но да, эта ностальгия ощутима для ребенка, выросшего в семье иммигрантов. Подслушиваете ли вы разговоры, чувствуете запах еды или скучаете по еде во время путешествия. Например, даже сейчас, делая этот ролик для фильма, я очень скучаю по дому, несмотря на то, что я ушел из колледжа, и я хожу туда и обратно. Я тоскую по своей еде. Я буквально чувствую пустоту в форме сердца, когда я не могу быть рядом с мамой, чувствовать запах нашей еды, видеть ее и ее платья в доме или слышать язык, на котором говорят по телефону. Я считаю благословением иметь это богатство, и я хотел отразить это в этом фильме.
AVC: В этом фильме много воды. Можете ли вы рассказать о воде как о мотиве, откуда она взялась и что означает?
Нью-Джерси: У Тони Моррисон есть цитата, в которой говорится, что у воды идеальная память. Много моих работ о памяти, о горе, о том, что люди оставили после себя. Но, как вы знаете, история нашей африканской диаспоры на самом деле построена вокруг воды и способов, которыми нас либо насильственно выселили с наших родных земель во время порабощения, либо способов, которыми нам приходится преодолевать эти большие расстояния по водоемам, чтобы вернуться домой. Даже сейчас, когда мы переживаем климатическую катастрофу, и наводнения свирепствуют в разных странах, которые, по иронии судьбы, несоразмерно не способствуют климатической катастрофе, но несоразмерно страдают от нее. Вода мощная. Это источник разрушения. Источник рождения и возрождения. Есть еще одна цитата, в которой говорится: «Никогда не поворачивайтесь спиной к водоему» из-за этой силы. Это разрушение может разорвать все на части за считанные секунды. Так что вода казалась действительно ощутимым тематическим элементом, чтобы рассказать историю Аиши по всем причинам, которые я упомянул.
AVC: Можете ли вы рассказать о работе с Анной Диоп и создании этого спектакля? Это один из лучших за год.
Нью-Джерси: Я согласен, но я предвзят. Я был так счастлив, что она получила Номинация на премию Готэма, который является большим. Она так много привнесла в роль. Я очень актерский режиссер и серьезно отношусь к кастингу. Для меня это не вопрос сочетания этого актера из списка лучших с этим актером из списка лучших. Речь идет об аутентичности и мастерстве. Анна не только великолепна, но и скромна и была готова пройти через процесс прослушивания. Многие люди ее уровня в мейнстрим-шоу вроде Титаны, сказали бы «только предложение», что означает, что они не пойдут на прослушивание. Я так не работаю. Мне нужно увидеть твои способности на экране и провести кастинг по химии. Как только я выбрал Анну, она согласилась на прослушивание с Маликами, которых мы прослушивали, а затем на прослушивание с Эми и Адамсом. Химия — потерянное искусство в этой отрасли. Я буквально буду смотреть, как два актера соприкасаются губами, и кажется, что они отсчитывают секунды, химия мокрого одеяла. [Laughs] Я просто был очень рад найти кого-то, кто был готов копаться в процессе вместе со мной. Работать с ней было мечтой. И я хочу работать с ней до конца своей карьеры.
АВК: Кажется, существует такая традиция в ужасах историй о матерях. Делая Няня, вы изучали эту традицию или проложили свой собственный путь? А что вы хотели сказать о матерях?
Нью-Джерси:. Как женщина, пережившая свои разорванные отношения с материнством — у меня нет детей, — я питаюсь любовью к матери. Квир вы или натурал, когда вы цис-женщина, в какой-то момент люди задаются вопросом, почему вы бездетны. В каждом обществе есть клеймо для бездетных женщин, и все же многим из нас все еще приходится ориентироваться в капиталистической парадигме, мы все еще должны участвовать в труде и подниматься по лестнице, и часто, особенно для чернокожих женщин, быть кормильцем в семье. . И поэтому мне всегда интересны такие фильмы ужасов, как Бабадук, фильм Дженнифер Кент о матери-одиночке, переживающей горе. Я думаю, что материнство изобилует элементами ужаса, присущими системе, не только тем, что рождение ребенка делает с вашим телом физически, но и тем, как общество утверждает, что любит матерей, но не поддерживает матерей.
AVC: В общем, какие истории вам интересно рассказывать?
Нью-Джерси: Эта индустрия имеет ужасную привычку говорить: «Вот этот новый голос! Как мы можем заставить ее руководить Русалочка часть 10?» Почему вы не финансируете мои оригинальные истории? Это то, чем я сейчас занимаюсь. К счастью, моя другая оригинальная история приземлился с обезьяньей лапой. Я также выступаю за ремейки, которые по своей сути являются нормой. Эта индустрия не любит рисковать с новым материалом, особенно от таких исторически маргинализированных кинематографистов, как я. Это не склонная к риску отрасль. Так что реальность такова, что в какой-то момент карьеры режиссера, каким бы оригинальным ни было его повествование, его хлеб с маслом может оказаться ремейком чего-то. Но мне повезло в том смысле, что римейки, к которым я до сих пор привязывался, кажутся частью канона работы, которую я хочу создать, которая ставит чернокожих женщин в центр жанра ужасов, нюансы чернокожих женщин. Герои широтой и глубиной. Мы не просто воины. Мы не просто второстепенные персонажи, у нас есть полное повествование, например, женщины, которых я люблю и которых знаю.
AVC: Эта история трагична, но в ней есть нота надежды. Можете ли вы рассказать о том, почему было важно показать это?
Нью-Джерси: Я рад, что вы это поняли, потому что мое намерение состоит в том, чтобы оно было наполнено надеждой. Даже [when] в нем много тьмы. Некоторые люди этого не понимали, и я думаю, что люди, которые часто не улавливали надежды, видят мир либо очень черным, либо белым. У них проблемы с серой зоной между ними. Для меня также важно изобразить внутренний мир черных таким образом, чтобы это не выглядело как безжалостная травма, потому что в реальности у нас этого достаточно. Я всегда буду хотеть сопоставить тьму со светом. Я смотрю на южнокорейское кино для справки. Мне нравится, что у Пон Джун Хо будет очень мрачный фильм, но с элементами черной комедии и оптимизмом в качестве скрытого течения. Также Пак Чан-Вук. Плач [by Na Hong-jin]. Я никогда не видел фильма про зомби, в котором было бы столько оптимизма, но и столько тьмы. Южнокорейская культура во многом похожа на культуру Западной Африки, возможно, поэтому мне так близка их работа. Те из нас, у кого есть история насилия, разыгранного над нами, мы не можем позволить себе роскошь сделать что-то, что является безжалостной травмой. Я несу ответственность даже в более мрачных жанрах, чтобы не нападать таким образом на мою аудиторию и моих черных персонажей.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.avclub.com/nanny-film-interview-director-nikyatu-jusu-horror-1849767146