САНТА-МАРИЯ-ДЕ-ХЕСУС, Гватемала. Для своей большой подводной сцены в фильме «Черная пантера: Ваканда навсегда» гватемальской актрисе Марии Мерседес Корой пришлось затаить дыхание, пока ее персонаж, принцесса Фен, рождает в туманном океанском мире крылатую змею. сын.
Она появляется из водных глубин как редкость даже в фантастической вселенной Marvel: женщина-супергерой майя.
На следующий день после съемок своей последней сцены в Лос-Анджелесе г-жа Корой вместо того, чтобы болтаться в Голливуде, направилась домой в Санта-Мария-де-Хесус, город майя какчикель с населением около 22 000 человек у подножия вулкана в Гватемале. К ночи она свернулась калачиком в постели в ярко-розовом доме из шлакоблоков, где на заднем дворе росли овощи.
«Мне казалось, что моя кровать обнимает меня», — сказала 28-летняя г-жа Корой, одна из девяти братьев и сестер в семье фермеров и продавцов.
На следующее утро она возобновила свою обычную жизнь. Она и ее мать надели свои сотканные вручную huipiles, или блузки, и кортесы, или юбки, чтобы успеть на автобус в 5:30 до маленького городка Эскуинтла, чтобы продавать продукты на шумном рынке. Работа, которую она начала после пятого класса, когда ей пришлось бросить школу, чтобы помочь родителям.
Иногда она два часа ходит на муле на семейную ферму, чтобы выращивать капусту и тыкву. В свободное время она плетет красочные хуипили с мотивами птиц и цветов на заднем ткацком станке.
«Люди спрашивают меня, чем я занимаюсь после съемок», — сказала г-жа Корой, которая работает над своим третьим гватемальским фильмом после того, как снялась в двух фильмах в США. «Я возвращаюсь к нормальной жизни».
Г-жа Корой представляет новое поколение актеров майя, полных решимости оттачивать свое мастерство, сохраняя при этом свои обычаи и помогая разоблачать наследие дискриминации коренного населения Гватемалы.
Хотя она сказала, что ей нравится играть в Соединенных Штатах — и позировать в розово-голубом платье на церемонии вручения премии «Золотой глобус» 2021 года, — ее больше интересует развивающаяся киноиндустрия ее собственной страны.
Исследуйте субботние профили The Times
Они формируют мир вокруг себя. Это их истории.
- Седой: Известная ведущая новостей Лиза ЛаФламм была бесцеремонно уволена вскоре после этого. она перестала красить волосы — начало дебатов по всей Канаде.
- Восстановление его голоса: Во время спасательной операции в Украине начинающий оперный певец получил ранение в легкие. Его выздоровление чудо медицины, случая и собственного духа.
- Мэр-марксист: Коммунистический политик в Граце, Австрия, хочет перераспределить богатство. Акцент на жилье, собственный скромный образ жизни и тяжелое детство помогли ее популярности.
- Очистка Сенегала: Одет с ног до головы в пластик, Водопад Моду — знакомое зрелище в Дакаре. Его цель? Избавление столицы от зла пластиковых пакетов.
- Принцесса Рита: Дочь владельца ранчо из Техаса получила роль римской принцессы, о которой мечтала. Битва за имущество ее покойного мужа испортил реальность.
Но работает ли она на родине или в Голливуде, актерская игра может истощать ее, и она полагается на Санта-Мария-де-Хесус, чтобы подзарядить ее.
«Я люблю свою жизнь, но съемки требуют физических усилий», — сказала г-жа Корой, отдыхая на скамейке в центральном парке Санта-Марии. «Это мое сообщество».
Первой ролью г-жи Корой была главная роль в школьной постановке «Белоснежка и семь гномов».
Санта-Мария-де-Хесус уже давно известна своим уличным театром, и десять лет назад гватемальский режиссер Хайро Бустаманте приехал в город, чтобы подготовиться к своему первому полнометражному фильму «Ишканул» («Вулкан»). Он хотел рассказать историю о женщинах майя, которые обращались к таким проблемам, как повсеместная бедность и неравенство в образовании и здравоохранении, и он был полон решимости выбрать актеров майя, говорящих на языке коренных народов Какчикель.
Г-н Бустаманте сначала повесил табличку в центральном парке города: «Кастинг здесь». Никто не появился. Через несколько дней он написал: Работайте здесь. Он был поражен перспективными актерами.
Мисс Корой пропустила прослушивание. Но на следующий день подруга связала ее с директором.
«Он сказал мне, что я была единственным человеком, который смотрел ему в глаза», — сказала она. Когда он предложил ей главную роль, она отказалась. «У меня не было опыта. Я боялся, что испорчу фильм».
Но он убедил ее присоединиться к актерскому составу. В течение следующих нескольких месяцев они обучались в первой в стране киноакадемии, основанной г-ном Бустаманте.
«Когда мы начали снимать, они уже не были актерами-любителями, — сказал г-н Бустаманте.
«Ишканул», который получил премию Альфреда Бауэра на 65-м Берлинском международном кинофестивале рассказывает о бедной семье в горах, которая договаривается о том, чтобы дочь вышла замуж за смотрителя плантации. Дочь тайно связывается с молодым человеком, пьяницей и мечтателем, который обещает взять ее с собой в Соединенные Штаты. Но он уезжает без нее, и она оказывается беременной, все еще помолвленной с другим мужчиной.
После родов в больнице сотрудник сообщает ей, что ее ребенок умер. Когда молодая женщина позже узнает, что ее ребенок выжил и, возможно, был продан на усыновление, ее охватывает горе.
«Тихая и бесстрашная», — написал лос-анджелесский кинокритик Мануэль Бетанкур о сдержанной игре г-жи Корой, в которой за неподвижным лицом скрывалась боль.
«Я произнесла слова, которые чувствовала в своей голове», — сказала г-жа Корой, объясняя свой актерский метод. «Тогда было легче, потому что я был робким от природы. Теперь я намного более воодушевлен».
Ее второй фильм с г-ном Бустаманте, «La Llorona», превратил традиционную латиноамериканскую историю о привидениях в обвинительный акт вымышленному диктатору, но явно напоминающий гватемальского лидера генерала Эфраина Риоса Монтта. Пять лет назад его смерть в 2018 годуГенерал Риос Монтт был признан виновным в геноциде и преступлениях против человечности за систематическое убийство мужчин, женщин и детей майя в 1980-х годах после того, как он взял страну под свой контроль в результате переворота.
Мисс Корой играет Альму, горничную майя, чьи сын и дочь были среди убитых. Призрачная фигура в белом, она преследует диктатора в его доме.
Директор по кастингу увидел ее в двух фильмах о Бустаманте и выбрал ее на роль партизанки из числа коренных народов в «Бельканто», американский фильм с Джулианной Мур в главной роли. В течение двух с половиной месяцев г-жа Корой снималась в Мексике и Соединенных Штатах, это был самый долгий период, когда она когда-либо находилась вдали от своей семьи. По ее словам, она замерзла в Нью-Йорке, и ей не понравилась еда.
Актриса предпочитает не обсуждать политику. Но г-н Бустаманте сказал, что художники в Гватемале работали во все более враждебном климате.
«Вы понимаете, что находитесь в стране, где существует диктатура без этого имени», — написал г-н Бустаманте в интервью по электронной почте. «Существует мрачное угнетение и нет ни прав, ни свободы».
Когда «Икшанул» был выпущен, писал он, «гватемальцы в целом отвергли такого рода сюжеты. С Ла Льороной все было намного опаснее. Мы получили анонимные угрозы».
«Ваканда навсегда», глобальный блокбастер, распространяемый Disney, также посвящен притеснению майя.
Персонаж г-жи Корой, принцесса Фен, заболевает оспой, завезенной испанцами на полуостров Юкатан в 16 веке. Шаман дает ей напиток, который позволяет ей жить и рожать под водой. Когда ее крылатый сын Нэмор, которого играет мексиканский актер Тенох Уэрта, возвращается на Юкатан, он видит, как испанцы бьют порабощенных ими майя.
В Гватемале некоторые семьи майя поощряют своих детей говорить только по-испански и носить западную одежду, чтобы избежать продолжающейся безудержной дискриминации. Но г-жа Корой воспитывалась не так.
«Мои родители говорят мне, что я должна гордиться», — сказала г-жа Корой, которая в конце концов вернулась в вечернюю школу и закончила колледж. «Вы никак не можете скрыть, что вы коренной житель».
Недавно она начала углубляться в духовность майя. Ее бабушка была прирожденной целительницей, которая рассказала ей о целебных свойствах травяных чаев и цветов. Пока она поклоняется в католической церкви, она также учится у духовного учителя из числа коренных народов и читает историю сотворения майя, Пополь Вух.
Центральное место в религии майя занимает Максимон, божество-обманщик, одновременно доброжелательное и гедонистическое. На церемониях приверженцы курят и пьют перед его деревянной фигурой в надежде, что он услышит их мольбы. По ее словам, госпожа Корой посещает церемонии, не выпивая.
«Я уважаю Максимона, — сказала она. «Я связывался с ним во сне. Он сказал: «Ты не говоришь обо мне ни хорошо, ни плохо, поэтому я буду защищать тебя».
В то время как она достаточно известна в Гватемале, люди в колониальном туристическом городе Антигуа, объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО, вежливо подходят к ней за автографами, ее соседи в Санта-Марии избегают выделять ее. Прогуливаясь по городскому парку, она вполне могла бы быть любой другой продавщицей.
«Здесь нет культуры кинозвезд, — сказала г-жа Корой. «Папарацци нет».
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2023/04/08/world/americas/maria-mercedes-coroy-indigenous-roots.html