Первая чернокожая женщина с фильмом, представленным на рассмотрение Оскара Францией, объясняет физические потери, связанные с созданием фильма, который задает сложные вопросы.
Элис Диоп плохо себя чувствовал. «Извините», — сказала она во время интервью в отеле Сохо на прошлой неделе и быстро вышла из комнаты, прежде чем вернуться через несколько минут. — Прости, — сказала она, снова садясь и потирая виски. «Тяжело постоянно говорить об этом фильме».
Диоп был в конце рекламного тура «Святой Омер», пронзительный и проницательный взгляд 43-летнего режиссера на расовые и классовые противоречия в современной Франции. В течение нескольких месяцев она находилась под постоянным давлением, чтобы объясниться. Как директор официального представления Франции на Оскар, она первая чернокожая женщина, которая представляет свою страну в ее стремлении к этой награде, с фильмом, который вызвал большие, острые дискуссии, которые утомили ее.
«Я так устала», — сказала она через переводчика, который старался не отставать от ее подробных ответов. «Сила того, что я хочу сказать об этом фильме, воздействует на мое тело. Я хочу плакать.»
Связанный
Связанный
Диоп, получивший этой осенью награду за лучший дебют в Венеции, уже почти 15 лет снимает сложные социально-политические документальные фильмы. «Святой Омер» — ее повествовательный дебют, но тем не менее он демонстрирует ее глубокое знакомство с кинематографической формой. «Этот фильм позволил мне поработать над вопросами, над которыми я работала во всех своих фильмах, — сказала она. «Когда я понял, что могу это сделать, я понял, что этот фильм возможен только в вымышленном пространстве».
Отчасти это потому, что «Святой Омер» опирается на реальные события, копаясь в них, чтобы найти более глубокие истины. Фильм основан на реальном судебном деле Фабьен Кабу, уроженки Сенегала, которая была осуждена за утопление своей дочери в 2013 году и обвинила «колдовство» в качестве своей защиты. В то время Диоп наблюдала за судебным процессом Кабу и много лет спустя вплела ее опыт в сценарий.
«Когда я пошел в зал суда, я понятия не имел, что будет фильм», — сказал Диоп. «Фильм появился постфактум, когда я поняла, что эта история так сильно тронула меня — и что она тронула и многих других женщин. Я поняла, что эта история может быть продолжением той самой причины, по которой я снимаю фильмы, — показать сложности жизни чернокожей женщины».
Конечный продукт рассказывает о молодой писательнице и эксперте по Маргарите Дюрас Раме (Кайджи Кагаме), которая становится одержимой судебным процессом над африканской женщиной Лоуренс (Гуслаги Маланда) после того, как ее обвинили в матереубийстве в названном городе на севере Франции. Первоначально заинтригованный показаниями подсудимого для нового книжного проекта, пересказывающего миф о Мадее, Рама в конечном итоге испытал более глубокие эффекты, слушая, как Лоуренс рассказывает о своих разрушительных переживаниях.
Длинные отрывки фильма разворачиваются в зале суда, когда Маланда произносит поразительные монологи, рассказывающие о жестоком обращении, с которым Лоуренс сталкивается в белом обществе, не столько отрицая ее преступление, сколько помещая в контекст. Рама, сама будущая мать, не может не чувствовать сострадания к женщине, а вместе с ним и кипящую обиду на систему, которая ее окружает. Сложный визуальный дизайн фильма создает эмпирический триллер с полемическим уклоном.
«То, что у нас здесь чернокожая женщина, на которую смотрят все эти белые французы в маленьком провинциальном городке, — это очень символично и политически», — сказал Диоп. «Суд — это место, куда собирается все общество».
Проект требовал, чтобы смелая актриса сыграла обвиняемую женщину, кто-то, готовый бороться с длинными диалогами, которые больше напоминали иммерсивные документальные фильмы Фредерика Уайзмана, чем что-либо в обычном повествовании. Диоп обратился к ее документальному опыту, чтобы понять, что роль требует кого-то, настолько далекого от искусства исполнения, насколько это возможно. В этом отношении Маланда отвечает всем требованиям.
Хотя она не снималась семь лет, 30-летняя актриса была давним другом Диопа, который работал куратором, когда появилась роль, и мог понять ее интеллектуальные требования. «Я немного боялась, потому что многие люди говорили мне, что это будет какой-то странный вуайеризм», — сказала Маланда, которая присоединилась к Диопу в отеле для ее интервью. «Но эта история была очень важна во Франции, и многие люди просто ошеломлены этим персонажем».
Скриншот
Маланда отказался от работы с традиционным тренером по актерскому мастерству в пользу мастера тайцзи. «Это было гораздо больше о том, чтобы проникнуть внутрь слов, дыхания», — сказала она. «Мы дышим не только легкими, но и головой, грудью. У Элис был действительно скульптурный подход к телу».
Невысказанная динамика, которая разворачивается между Лоуренсом и Рамой в зале суда, включая один жуткий взгляд, за которым следует улыбка, красноречиво говорит о природе расовой напряженности во Франции, которой по-прежнему не уделяется должного внимания в других частях мира. Это привело к сложной судьбе фильма в его родной стране, несмотря на подачу на Оскар. «Это было очень напряженно, — сказал Диоп. «Я все еще пытаюсь понять, что прием во Франции говорит нам о том, где мы находимся во Франции как общество и где мы находимся во Франции с кинематографом».
Она заметила расовый подтекст в критике фильма. «В целом французские рецензии были чрезвычайно положительными, но критика, как правило, адресована не столько фильму, сколько мне как чернокожей женщине, которая является интеллектуальным режиссером», — сказала она. «Как будто есть что-то высокомерное или претенциозное в черной женщине, цитирующей Маргариту Дюрас или Пазолини. Я думаю, что в Соединенных Штатах чернокожая женщина цитирует Дюраса, я думаю, что это принято. Тони Моррисон — лауреат Нобелевской премии. В то время как я думаю, что во Франции все намного сложнее».
Диоп сказала, что она чувствовала это давление в разгар съемок фильма, когда размышляла о том, какой отпор она может получить за него. Она потеряла сознание в последний день съемок и попала в больницу — судьба, которая не казалась слишком далекой в разгар ее последнего интервью, когда она пыталась держать себя в руках. «Я ипохондрик, поэтому в моей голове происходит много всего, что сейчас идет не так», — сказала она, выглядя шаткой, когда Маланда похлопала ее по колену рядом с собой. «Я так много отдала с сентября, и вдруг я просто больше не могу. Сила того, что делает фильм, превосходит все, что я себе представлял и планировал».
Венеция
Тем не менее, она была воодушевлена решением недавно обновленного французского комитета выбрать ее фильм для участия в конкурсе. «Конечно, это большая честь и большая гордость, но это нечто большее», — сказала она. «Мы берем фильм, в котором великие чернокожие актрисы выражают что-то универсальное. Это фильм, выходящий за рамки цветовой гаммы. Я выбрал Гуслаги не только потому, что она черная женщина, но и потому, что она великая актриса. Иметь возможность показать этих женщин, которые меня окружают, потому что их мало видят, — это самое главное».
— вмешалась Маланда. — Мы видим, что под судьбой проклятой женщины вселенское появляется при полном дневном свете, — сказала она. «Это то, что увидел и комитет по Оскару. В конце концов, Оскар должен послать фильм, который тронет как можно больше людей».
Они также привлекают внимание голливудских кинематографистов. Диоп может показаться не самым очевидным выбором для коммерческого предприятия, но недавно она подписала контракт с CAA, и «Святой Омер» доказывает, что она может привнести исключительную энергию в современное кино, наполненное целью и артистизмом, на ее собственных условиях.
Но она не готова думать об этом, пока у нее не появится шанс проветрить голову. «Сейчас я так глубоко погружена в торнадо освобождения, что не знаю, где буду, когда доберусь до другой стороны бури, — сказала она, — если смогу туда добраться».
«Святой Омер» в настоящее время претендует на шорт-лист «Оскара», который выйдет 21 декабря 2022 года. Neon представит его в кинотеатрах 13 января 2023 года.
Зарегистрироваться: Будьте в курсе последних новостей кино и телевидения! Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте здесь.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.indiewire.com/2022/12/saint-omer-alice-diop-interview-1234789208/