Фильм под названием «Tirailleurs» или «Стрелки», который в первый месяц проката в кинотеатрах собрал более миллиона зрителей, задел за живое французов, привлекая внимание к забытому аспекту национальной истории: решающей роли, сыгранной в двух мировых Войны африканских солдат, многие из которых были насильно призваны во французские колонии.
Горячие дебаты и общественные поиски души окружили фильм. Большая часть действия разворачивается во время Первой мировой войны в холодных, грязных окопах северной и восточной Франции, климат и культура совершенно чужды дезориентированным африканским призывникам, которые подчиняются приказам белых офицеров. (В США фильм называется «Отец и солдат».)
В сценах тумана, грязи и хаоса бесчисленное количество жизней теряется из-за выигрыша в несколько сотен ярдов или одного-единственного холма. Гротеск жертвоприношения кажется усугубленным для африканцев, которых загнали на чужую войну. С 1914 по 1918 год было убито более 30 000 так называемых «тиралеров».
В вышедшем в прошлом месяце фильме режиссера Матье Вадепье главную роль играет Омар Си, французский актер, получивший международную известность благодаря своей главной роли в «Люпин», сериал триллеров Netflix.
Си играет сенегальского деревенского фермера, который добровольно записывается во французские войска, чтобы присматривать за сыном, которого играет Алассан Дионг, которого выкрала из залитого солнцем сельского дома французская колониальная армия и заставила сражаться на войне.
Выбравшись из французских окопов, отец и сын устремляются на нейтральную полосу снарядов и пуль — форма боя на истощение, которую Европа, похоже, изгнала до того, как война вернулась на континент столетие спустя на полях смерти восточной Украины.
Более века, с 1857 по 1960 год, солдаты из Сенегала, а также из Алжира, Гвинеи, Кот-д’Ивуара, Туниса и других мест Африки сражались за Францию в колониальных войнах в Африке, в окопах Первой мировой войны, в кампании Второй мировой войны по разгрому нацистов и в войнах в Индокитае и Алжире.
Эта история долгое время была подавлена. Официальное равнодушие, запутывание, пренебрежительное отношение и стереотипизация с оттенком явного расизма, сопровождаемые история черных солдат Франции до такой степени, что только в день выхода фильма французские власти предприняли меры, чтобы устранить последнее небольшое унижение, нанесенное тиралерам.
Правительство объявило, что 37 оставшихся в живых мужчин, в основном в возрасте 90 лет, которые участвовали во французских войнах в Индокитае и Алжире, больше не будут обязаны проводить шесть месяцев в году во Франции — обычно в примитивных общежитиях — для получения пенсии. Они могли быть со своими семьями в Африке сколько угодно.
На вопрос французского телевидения о сроках этой уступки Си, который имеет сенегальско-мавританское происхождение и вырос во Франции, невозмутимо ответил: «Вы знаете, совпадения существуют».
Будучи чернокожим, проживающим сейчас в Соединенных Штатах, Си является естественной мишенью для крайне правых националистов во Франции. В прошлом месяце, когда фильм был выпущен, его широко критиковали за то, что он имел безрассудство предположить, что европейцы более чувствительны к войнам в Европе, чем в Африке.
«Звезда шоу-бизнеса Омар Си пытается поучать нас, хотя никогда не интересовался войнами в Африке», — сказал Жюльен Одул, депутат от партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен. «Нам хотелось бы, чтобы он был немного более последовательным или просто заткнулся».
Фильм, как пояснил Сай в Каннский кинофестиваль прошлого года, имеет для него особое значение. «У нас разные воспоминания, но у нас общая история», — сказал он.
Рассказывая историю через вымышленные сыновние отношения и размещая начальную часть фильма в Сенегале, режиссер Вадепье умудряется персонализировать ужас войны для африканских призывников. Их неуклюжие попытки приспособиться к невообразимому осязаемы и мучительны.
«Фильм очень важен, потому что он уже внес огромный вклад в осознание этой истории», — сказал Жюльен Фаргеттас, ветеран французской армии и историк.
«Сознательно или бессознательно мы подавляли это колониальное прошлое», — добавил он. «Но дело в том, что если бы этих африканских стрелков не было во Второй мировой войне, Франция не была бы освобождена. Этого нельзя отрицать».
Вскоре после начала освобождения Франции в июне 1944 г. высадка в Нормандиина юге страны произошла еще одна высадка, которая не заслужила такой известности или признания, как герои дня «Д», хотя она оказалась решающей для победы союзников.
15 августа 1944 г. и в последующие дни около 370 000 солдат союзников высадились на берег в Провансе, недалеко от города Сен-Рафаэль, многие из них были африканцами, большинство из них были призваны на военную службу во французских колониях, как это произошло во время Первой мировой войны. .
Это были войска, которые вместе с американскими, британскими и канадскими войсками, а также французскими бойцами Сопротивления освободили южные города, такие как Марсель и Тулон, прежде чем двинуться на север. Однако их вклад почти не отмечен.
Одним из ведущих борцов за объединение истории, основанной на фактах, и памяти, которая избирательна, была Айссата Сек, 39 лет, внучка одного из тиралеров. Избранное должностное лицо в труднодоступном районе Сена-Сен-Дени к северу от Парижа, она сказала, что встречи с заброшенными ветеранами, часто живущими в ужасных условиях, вдохновили ее начать десятилетнюю кампанию по восстановлению их достоинства.
«Существовала форма расизма, отрицания и невежества, которую я не могла принять», — сказала она в интервью. «Фильм представляет собой решающий шаг в распространении информации, потому что его уже посмотрели более миллиона человек. Учителя смогут использовать его».
Сек убедил Франсуа Олланда, тогдашнего президента, натурализовать 28 африканских стрелков в 2017 году. В заявлении президента в то время говорилось, что пришло время «признать мужество» стрелков, сражавшихся за Францию.
Но признание почти не текло. И снова Сек в 2019 году, в 75-ю годовщину высадки в Нормандии, настаивал на эквивалентном признании высадка в Провансе.
«Я несколько раз звонила в Елисейский дворец», — сказала она, имея в виду официальную резиденцию президента Франции. «Я обнаружил, что ничего не планировалось. Ничего.» Она добавила, что была вынуждена «публично увещевать» президента Эммануэля Макрона провести поминки.
Сек был позади коллективное письмо от историков, журналистов и др., что было опубликовано в газете Le Monde 5 июля 2019 года о том, что десант в Провансе уже давно «побелен».
Пора, писали авторы письма, взглянуть истории в лицо и побороть забвение. Как отмечалось в письме, из 235 000 военнослужащих французской армии, участвовавших в высадке в Провансе, около 90 процентов составляли «колониальные войска».
Г-н Макрон должным образом произнес большую речь в Сен-Рафаэле 15 августа 2019 года, отметив, что высадка в этот день 75 лет назад была «вторым актом нашего освобождения» и что «подавляющее большинство» армии освободившая Францию «пришла из Африки».
Он спросил: «Кто из вас помнит свои имена или лица?»
Инициатива президента назвать или переименовать французские улицы и площади в честь некоторых африканских бойцов пока не дала результатов.
Эти люди долгое время были безымянными. Гаспар Мбайе, иммигрант из Сенегала, приехавший во Францию в 1988 году и 20 лет спустя основавший ассоциацию, посвященную памяти тиралеров, сказал, что он был потрясен, обнаружив, что на кладбище Трабуке в Ментоне, на юге Франции, около половины более 1100 могил африканцев, погибших в Первой мировой войне, остались безымянными. Он работал над тем, чтобы исправить это.
«Фильм произвел некоторый эффект, и это хорошо, но мы все еще далеки от полного признания этих людей», — сказал г-н Мбайе в интервью. «У этих мужчин есть дети и внуки, которые должны иметь возможность свободно перемещаться между своими странами и Францией».
Г-н Фаргеттас, историк, сказал, что одна из самых жестоких форм жестокого обращения с африканскими солдатами имела место в 1944 году, когда он назвал «отбеливание» армии, когда она продвигалась на север от места высадки в Провансе.
«Тирайлеры были вынуждены отдать свою форму молодым бойцам сопротивления», — сказал он. «Некоторых даже заставляли носить немецкую форму». Так укрепился миф о том, что освободительная армия Франции была полностью белой.
В Дакаре, столице Сенегала, 1 декабря 1944 г. последовала бойня, когда сенегальские войска потребовали от французских колониальных властей выплаты им полной суммы, включая демобилизационную премию.
Заявив о «мятеже», французские войска открыли огонь по Тиаройе, городу в пригороде Дакара. «Возможно, погибло 300 человек, но Франция официально признает только около 35», — сказал г-н Фаргеттас.
«Tirailleurs», возможно, никогда не добьются полного возмещения ущерба из-за отсутствия признания решающего африканского вклада в войны Франции в Европе, но это уже привело к значительным изменениям.
«После этой битвы вы больше не будете аборигеном, вы будете французом!» один офицер обещает своим африканским стрелкам в фильме, когда они готовятся подняться из окопов. «Силы коренных народов» — термин, используемый французской армией для призывников-африканцев. Но это обещание, как и многие другие, данные чернокожим, сражавшимся за Францию, оказалось пустым.
Для Сая, как он написал в The New York Times В прошлом году истории в фильмах могли создать «коллективное движение, способное изменить линию поведения».
Жесткие линии французской истории могут измениться. Де Голль освободил Францию. Как и африканцы, погибшие в Ментоне и Тиаройе. Французская армия не была белой. Оно было побелено.
Том Нувиан предоставил репортаж из Парижа.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2023/02/22/movies/tirailleurs-african-troops-france-world-war-i.html