Джоанна Скэнлан шесть лет работала штатным преподавателем актерского мастерства в университете, когда у нее случился психический срыв. Ей был 31 год. Ее врач обвинил в коллапсе отсутствие профессиональной самореализации и предупредил ее о долгосрочных последствиях затрудненных устремлений.
«Доктор. Бладворт сказал: «Вы живете неправильно? Если ты не вернешься к актерскому мастерству, ты будешь болеть всю оставшуюся жизнь», — вспоминает Сканлан в недавнем видеоинтервью из своего дома в Лондоне. «И когда он это сказал, я подумал: «Возможно, это правда. Я не на той работе, которая мне подходит».
Сканлан последовал его совету. Она бросила университет, но, чтобы остаться на плаву, начала работать в британской организации, распределяющей государственное финансирование искусства. В конце концов, успех инсталляции 1995 года «Возможно», которую она разработала вместе с актрисой Тильдой Суинтон, помог Скэнлэн найти исполняющего обязанности агента. Она получила свою первую актерскую работу, когда ей было 34 года.
После того прозрения, назначенного врачом, британская актриса, которой сейчас 61 год, постоянно снимается в кино и на телевидении уже более двух десятилетий. Но ее первая главная роль в художественном фильме материализовалась совсем недавно, в инди-драме «После любви», которая вышла в кинотеатрах в пятницу.
Что касается скромной роли, Сканлан превратился в Мэри, новообращенную мусульманку, которая обнаруживает, что ее покойный муж скрывал тайную жизнь. С небольшим диалогом, но с большим количеством сдержанной выразительности, она передает сложное состояние Мэри, застрявшей между потерей и предательством.
Убитое горем выступление принесло ей награду BAFTA 2022 года за лучшую женскую роль в главной роли, обойдя таких известных голливудских номинантов, как Леди Гага и Тесса Томпсон.
В Обзор для The New York Times Беатрис Лоайза похвалила «сдержанные эмоции минималистического исполнения Сканлана» и сделала фильм «Выбором критиков». Марк Кермоуд, кинокритик Observer, описал Поворот Сканлана как «мастер-класс по драматической силе преуменьшения».
Киномеханик ведет хронику сезона награждения
Оскары не раньше марта, но кампании уже начались. Кайл Бьюкенен освещает фильмы, личностей и события на этом пути.
Сканлану трудно проглотить восторженные комментарии. «Я не чувствую себя комфортно в похвалах, — сказала актриса. «Но я также не хочу быть ложно скромным, потому что не признавать, что в работе должен быть какой-то набор навыков, тоже глупо».
До «После любви» Сканлан хвалили в основном за комедийные роли в ее обширном резюме. Она много раз сотрудничала с известным сатириком Армандо Ианнуччи в его номинированном на премию Оскар фильме «В петле» и сериал «Толщина этого», оба из которых предлагают язвительный взгляд на британскую политическую машину.
Хотя она не может точно определить, какое в ней качество заставило других рассматривать ее для комедийных ролей, ее подход всегда основывался на серьезности. «Я пытаюсь играть серьезную правду момента», — сказала она. «Чем серьезнее вы относитесь к этому как к персонажу, тем смешнее он может стать».
Сканлан всегда намеревался заняться актерским мастерством, но поддался жизненным окольным путям. Она изучала право и историю в Квинс-колледже Кембриджского университета, где вступила в драматическое общество и за два года снялась в 23 студенческих постановках.
Но после выпуска и романтического разрыва с партнером, с которым она гастролировала в спектакле, Сканлан не хватило связей и ноу-хау, чтобы пробиться к карьере своей мечты. В то время исполнителям в Британии также нужно было иметь профсоюзный билет, чтобы выступать профессионально, и она не знала, как его получить.
В течение многих лет она работала в своем местном общественном театре в районе Доклендс в Лондоне, пока не получила академическую должность, которая ускорила переломный момент в ее жизни. «Я никогда не вписываюсь во взрослую жизнь, — сказал Скэнлан. «Каким-то образом ребенок во мне оставался слишком сильным, и мне нужно было попытаться зарабатывать на жизнь этой частью себя».
К тому времени, когда Сканлан сменила карьеру, уменьшение власти действующего профсоюза означало, что ей больше не нужна профсоюзная карта для розыгрыша. Оглядываясь назад, она признает, что ее долгожданный переход произошел в нужное время. «Вся жизнь, которой я жила до этого, очень помогла мне как актрисе», — сказала она. «Есть хорошая вещь в том, чтобы жить впроголодь, не имея доступа ни к какому гламуру».
Дома никто никогда не говорил, что ей «лучше быть юристом или врачом», сказала она. Сканлан происходит из рода разочарованных художников, работающих на менее творческой работе: ее отец хотел рисовать и лепить, а мать мечтала стать писателем. «До определенного момента я живу их непрожитой жизнью», — сказала она.
За годы борьбы за место в индустрии развлечений Сканлан развил огромную благодарность и удовольствие от самого процесса: «момент между действием и монтажом». Не заботясь о размере части или результате конечного продукта, она сказала, что в ежедневной работе она постоянно подтверждала, что действовать как ее призвание.
Скэнлан начала писать в свободное время, когда уволилась с работы в университете, и научиться писать для экрана стало дополнительным инструментом, позволяющим попытаться получить роль. В 2009 году на BBC состоялась премьера больничного ситкома «Getting On», который она написала в соавторстве и в котором снялась вместе с Джо Брэнд и Вики Пеппердин (американская версия была позже создана для HBO).
Для зрителей, которые знают ее по комедийным работам, тихое исполнение Сканланом траура в «После любви», возможно, стало неожиданностью, но для режиссера Алима Кхана именно сходство Сканлана со своей матерью, которая вдохновила образ Мэри, изначально заставил его бросить ее.
Тем не менее, поскольку Сканлан не мусульманка, режиссеру пришлось позаботиться о том, чтобы она была готова уважительно изобразить верующую женщину, чье существование основано на ритуалах. С этой целью Хан организовал встречу для своей матери и Сканлана, чтобы узнать друг о друге.
«Моя мама научила Джоанну готовить карри, которое она готовит в фильме», — сказал Хан в недавнем видеоинтервью. Она также принесла Сканлану «целый мешок одежды».
По словам Хана, Скэнлан, естественно любопытный, воспринял погружение, которое включало в себя обучение подлинной молитве. Но хотя главный герой истории основан на реальном человеке, ситуации в сюжете были вымышленными. Это позволяло некоторую творческую лицензию.
Для Сканлан эта роль казалась расширением ее диапазона, чтобы воплотить кого-то, чья личность и опыт явно отличаются от нее. По ее словам, привилегия, которую имеют актеры, проникать в жизнь других людей, помогла ей вырасти как человеку.
«Джоанна глубоко чувствует», — сказал Хан. «Она может потеряться в эмоциях. Это важная способность для актера — позволить себе стать уязвимым».
Когда она получала премию BAFTA на сцене лондонского Королевского Альберт-Холла, Сканлан сказала, что ей пришлось сосредоточиться на актере Бенедикте Камбербэтче, сидящем внизу, чтобы не допустить, чтобы интенсивность момента сделала ее «полностью невнятной и безмолвной».
«Некоторые истории имеют неожиданный конец, не так ли», — сказала она со сцены.
Непривычная к такому гламурному вниманию, Сканлан пошутила в интервью, что беспокоится, что центр внимания может превратить ее во «всемогущую диву, которая будет требовать моего собственного суши-повара». По мере того, как она борется с траекторией своего путешествия, от предупреждения своего врача до BAFTA, она надеется, что похвалы за «После любви» означают, что другие истории о людях, редко изображаемых на экране, таких как вдова-мусульманка, могут продолжать сниматься.
«Если эта машина награждения, которой мне посчастливилось быть, является частью того, что позволяет этим историям выйти в мир, — сказала она, — тогда это замечательно».
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2023/01/20/movies/joanna-scanlan-after-love.html