Ремейки не должны страдать от недостатка идей. Иногда материал достаточно силен, чтобы его укрепили новые игроки, другой сеттинг и разумные изменения. Театр всегда процветал за счет этого, но благодаря долговечности фильмов, которые по-разному воздействуют на нашу память и проявляют своего рода драгоценное постоянство, любой новый фильм о чем-то — особенно о чем-то любимом — естественно, имеет более трудный путь к принятию.
Тяжелый сценарий для величественной послевоенной английской драмы «Жизнь» режиссера «Моффи» Оливера Хермануса заключается в том, что оригинал представляет собой гуманистическую классику киногиганта: «Икиру» («Жить») Акиры Куросавы 1952 года, рассказ престарелого бюрократа, который после того, как ему поставили диагноз неизлечимой болезни, сталкивается с пустотой своей жизни и берется за последнюю, подтверждающую задачу.
То, что делает «Жизнь» для этого — чего более чем достаточно, чтобы иметь значение и позволять ему по-прежнему оказывать влияние — это точно адаптированный сценарий нобелевского лауреата автора Кадзуо Исигуро («Остаток дня», «Никогда не позволяй Me Go»), локация, которая может опираться на то, что уникально жестко и стоически в британском институциональном мышлении, ретроспективный визуальный подход, ностальгически напоминающий британские фильмы того периода, и, что наиболее важно, одно из величайших актерских сокровищ Великобритании — Билл Найи — как мумифицированный тупик государственной службы этой версии, мистер Уильямс.
Полосатый, молчаливый винтик, возглавляющий неэффективный отдел общественных работ в центре Лондона, мистер Уильямс так же вежливо запрещает своим сотрудникам, как горы бумаг на всех столах. Когда встреча с врачом в полдень показывает таймер его жизни, возвращение к холодной рутине, которая определяла его десятилетиями, внезапно оказывается последним, о чем он думает. Позже, сидя в темноте дома, где его сын (Барни Фишвик) и невестка (Пэтси Ферран, «Материнское воскресенье») открыто оплакивают его удушающую скупость, он хранит молчание о своем состоянии.
На следующий день мистер Уильямс сбегает к морю, где первый человек, которому он рассказывает, совершенно не похож на него: драматург-распутник (Том Берк, «Сувенир: Часть 1»), который тащит Уильямса в запой ночной жизни. Вернувшись в Лондон, он влюбляется в юную, веселую Маргарет (великолепная Эйми Лу Вуд, «Половое воспитание» Netflix), бывшую сотрудницу, чей дух побуждает его открыться о потраченных впустую годах в погоне за отстраненным идеалом рядовой «джентльмен». Наконец, приняв смысл своей смертности, он затем обращается к выполнению проекта, призванного пережить его, который также увековечит истину о жизни, которую он узнал как раз вовремя.
Возможно, что особенно важно, поскольку Исигуро всю жизнь является поклонником «Икиру», «Жизнь» сохраняет раздвоенную временную структуру фильма Куросавы и его блестящее использование настоящего и воспоминаний, не говоря уже о разрушительном лиризме финальных изображений. Но остальная часть «Жизни» — это собственная культурная квинтэссенция, превосходно переносящая (в сценической работе и диалогах) препарирование оригинала послевоенного японского общества на репрессивную Британию, которая сама осторожно исправляется.
Свою роль в передаче этой атмосферы под утонченным руководством Хермануса играют исторические нити костюмера богини Сэнди Пауэлл, вызывающе серые интерьеры художника-постановщика Хелен Скотт и элегантная многослойная кинематография Джейми Рамзи с соотношением сторон 4:3 (также как в «Икиру»). Это определенно более контролируемый рассказ истории, чем яростная поэзия Куросавы с квадратной рамкой, но Германус использует ее во второй раз — «Моффи» также был 4: 3 — еще одно доказательство того, насколько хорошо он понимает ее композиционную силу в изображении людей. в своей среде и против нее.
Но в значительной степени сердце этого сделанного на заказ ремейка заключается в его похожем на журавля ведущем: бесчувственном изображении Найи тихого хаоса интроспекции, подобно статуе, обретающей сознание, этому хорошо накрахмаленному индивидууму, делающему первый/последний толчок, чтобы собрать фрагменты его прозрения в один многозначительный жест. Его сцены с Вудом — милые, деликатные душераздирающие неуклюжие товарищеские отношения, кульминацией которых является исповедальная сцена в пабе, полная мучительной остроты. Добавьте к этому его трогательное описание детей на игровой площадке как символов жизни (один из лучших штрихов Исигуро), не говоря уже об одной из тех своевременных слезинок, которые не должны работать, но в данном случае полностью работают.
Возможно, самое интригующее в сроках переосмысления «Икиру», даже того, действие которого также происходит в прошлом, заключается в том, что в его рассказе о хороших общественных работах, усердно содействующем и звучащим в частном порядке, есть послание, идеально соответствующее сегодняшнему дню — это ответ на нашу раскольническую эпоху сигналов добродетели, продажности миллиардеров и ходячей шутке о том, что любое бездействующее правительство находится в вечной «неделе инфраструктуры». С его аурой меланхоличной человечности и благодати в последнюю минуту «Living» напоминает нам, что мы все подвержены личной «неделе инфраструктуры», но никогда не поздно что-то с этим сделать.
«Living» выйдет в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке 23 декабря на Sony Pictures Classics.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.thewrap.com/living-film-review-bill-nighy-2022-ikiru/