Скрытые кинематографические сокровища спрятаны повсюду в Каннах. Но даже самые неутомимые охотники и землекопы среди нас не могли предсказать, что лучший археологический фильм этого года будет не в «Индиане Джонсе и циферблате судьбы» Джеймса Мангольда, а в причудливо-неземном гобелене Алисы Рорвахер из романтики, истории и загробная жизнь, «Ла Химера».
Богатая и юмористическая народная сказка, переполненная культурными подробностями, эстетическими удовольствиями и шипучей музыкальностью итальянского языка, меланхолически зернистая пасторальная басня Рорвахера, если быть точным, не совсем о профессиональной археологии. Но недостаток добросовестных археологических знаний у некоторых из ее персонажей — коллектива «томбароли», занимающегося раскопками древних могил, во главе с загадочным Артуром Джоша О’Коннора («Корона») — они компенсируют бунтом и безрассудным чутьем. стремления.
Нарушая бездонные священные могильники своей маленькой итальянской деревушки и воруя исторические чудеса, которые этрусские люди унесли в могилу, тайные томбароли охотятся за легкой жизнью: прикарманивая бесценные артефакты из святых гробниц, которые, кажется, повсюду у них под ногами. и хитро наживаются, чтобы поддерживать свою скромную жизнь.
Некоторые чтения предполагают, что эти настоящие мародеры также стремятся привязать его к человеку в современной Италии (по крайней мере, они так делали в 80-х, когда происходит действие фильма), избегая обычной работы из-за своих незаработанных доходов, которые они считали правомочными. к. Но будучи взамен использованными и злоупотребленными надменной экосистемой арт-рынка, действительно ли они выше капиталистической конструкции? Рорвахер мягко и с юмором размышляет над этим классовым сознанием в «Химере», название которой примерно переводится как «журавль в небе».
Англичанина О’Коннора Артура мы встречаем не во время одних таких незаконных раскопок, а в поездке, глубоко погружаясь в его сон и смутные видения его давно потерянной, недосягаемой любви Бениамины. Кондуктор забавно смотрит на него, когда Артур протягивает ему необычный на вид билет, который сразу же замечают его игриво ссорящиеся попутчики. Сценарист-режиссер Рорвахер никогда точно не говорит об этом, но подсказки позволяют нам заметить, что он не обычный путешественник, не тогда, когда отголоски прошлого преступления следуют за ним по следам.
Рорвахер всегда был проницательным наблюдателем и искусно изображал глаза; душевный шахтер множества значений, которые они отражают и отражают. Это мы знаем из ее вневременной притчи «Счастливы, как Ладзаро» (лауреат Каннской премии) с блестящими невинными зрачками Адриано Тардиоло, а также из номинированного на «Оскар» в прошлом году озорного короткометражного фильма «Le Pupille» («Ученики»), двусмысленного названия, которое носит на рукаве озабоченный взгляд Рорвахера. В то время как герои этих фильмов излучают неподкупную чистоту из своих широко расставленных глаз, Артура предполагают нечто иное. Возможно, какая-то усталость, ощущение темноты, скрытое за его вызывающе светлыми, джентльменскими льняными костюмами, в которые он одет, несмотря на свою грязь под ногтями.
Возможно, именно благодаря этой туманности духа Артур наделен самым необычным из даров: способностью определять точное местонахождение гробниц внизу. В этом отношении он кажется не столько обычным живым человеком, сколько мимолетным путешественником между парами несопоставимых миров. Не только между Италией и собственной родиной, но и различными абстрактными понятиями, которые Рорвахер постоянно исследует в своем творчестве: живое и мертвое, постоянное и бесплотное, лучезарное и призрачное, бодрящее и мрачное, список можно продолжить…
Артур быстро замечает часто мечтательную и забавно рассеянную студентку Италию (блестящая Кэрол Дуарте) по возвращении в очаровательно обветшавший загородный дом Флоры (несравненная Изабелла Росселлини), матриарха, которая восхитительно беспокоится об Артуре. Через неореалистические изображения деревенской жизни и традиционно шумные домашние ритмы (оба являются основными продуктами Рорвахера) режиссер следит за тем, чтобы эти две меланхоличные и перемещенные души мягко сплелись. Но может ли быть у него настоящее будущее с этой настоящей Золушкой, если Артур одной ногой в могиле, а другой — в загробной жизни?
Прогулка по миру дихотомий Алисы Рорвахер — это надежное и единственное в своем роде переживание, визуально и идеологически основанное на картинах вроде «1900» Бернардо Бертолуччи в их пасторальных перспективах и социально сознательных культурных точках соприкосновения, а также щепотка волшебной пыли. Ожидайте увидеть эти двойственности повсюду в буйной «Ла Химере», в том числе в ее безымянном городе, увековеченном своими призраками и слоями истории, с одной стороны, и обреченном на смерть загрязняющей электростанцией, которая бросает на нее тень, с другой. другой.
Также ожидайте периодически блестящие треки в стиле барокко из этого крупного, но скромного чуда, парад сдержанных, но потрясающе реализованных костюмов 80-х годов от Лореданы Бушеми и сочное выступление в роли безжалостного арт-куратора от сестры Алисы Альбы Рорвахер, видение в солнечно-желтом платье этого рецензент будет вечно желать.
Успокаивающий поцелуй частого соавтора Рорвахера, нежная кинематография Элен Лувар, которая сочетает в себе 35-миллиметровую пленку и пленку Super 16 (и даже остроумно играет с разной скоростью действия, над которой вы можете просто посмеяться), «Химера» представляет собой живописное наслаждение, которым можно насладиться, как оно есть. философское чудо непознаваемости времени. Земля принадлежит прошлому и будущему, тихо намекает это чудо фильма. Мы просто живем в нем.
Посмотрите каннский журнал TheWrap. здесь и все наши репортажи о Каннах 2023 здесь.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.thewrap.com/la-chimera-review-alice-rohrwacher/