Берлин: Очень забавный (но никогда не злой) BlackBerry Мэтта Джонсона — это своего рода чудо среднего бюджета, которое, похоже, больше не встречается часто.
Есть ли что-нибудь хуже, чем устаревание? Многие разделяют страх — быть медленно забытым и выброшенным, оставленным на пресловутой обочине дороги, в то время как остальной мир продолжает внедрять инновации вокруг нас. Это не только деловая забота, но и человеческая: врожденная тяга к релевантности в мире, где что-то или кто-то более блестящий, чем вы, всегда за углом.
Ежевикас характерной QWERTY-клавиатурой, постигла отрезвляющая участь, когда в последнее десятилетие она канула в безвестность — с 43-процентной доли рынка в 2010 году до нуля всего шесть лет спустя — и когда было объявлено, что фильм, рассказывающий о взлетах и падениях смартфонов, занял место в конкурсе на Берлинале, первые мысли были: о, эта старая штука?
Но «BlackBerry», рассказывающая о канадской компании-разработчике программного обеспечения Research in Motion и ошибках, допущенных со-генеральными директорами Майком Лазаридесом (Джей Барушель) и Джимом Бэлсилли (Гленн Хоуэртон), использует ретроспективную иронию, чтобы погрузиться в ненадежность монолитного успеха. С большим количеством остроты а-ля «Социальная сеть» и чувством невозмутимой комедии прямо из пьесы «Наследие», «BlackBerry» — это своего рода чудо среднего бюджета, которое, похоже, больше не появляется часто.
Связанный
Связанный
Вместе с ним режиссер и сценарист Мэтт Джонсон берет сюжет, который мог бы быть скучным просмотром страницы телефона в Википедии, и превращает его во что-то более острое и беспечное, не столько в предостерегающий рассказ, сколько в мягкое издевательство над корпоративным высокомерием.
Трудно вспомнить, где все пошло не так с BlackBerry: когда-то мужчины чаще спрашивали у девушки пин-код BBM, чем ее номер телефона, а затем существование телефона, казалось бы, было стерто из нашей коллективной памяти. Мы встречаемся с Лазаридисом и его неуклюжим соучредителем Дугласом Фрегином (которого играет сам Джонсон) в 1992 году, когда «Исследования в движении» — это скорее внешкольный клуб киноманов, чем подающий надежды стартап, до того, как катастрофическая презентация продукта каким-то образом пробудит интерес технический бизнесмен Балсилли.
Это незадолго до того, как инновационный продукт Лазаридиса и проницательное умение продавать Балсилли отправят телефон в невероятный рост. Начало конца наступает в 2007 году, когда Стив Джобс представил Apple iPhone с сенсорным экраном, после чего BlackBerry сразу же стал выглядеть как причудливый антиквариат.
Однако помимо поворотов сюжета — которых много, в удивительно захватывающем взгляде на развитие портативной телефонии за последние три десятилетия (оставайтесь со мной) — режиссура и сценарий Джонсона являются секретным оружием фильма. Хотя это и адаптировано из книги Джеки Макниша «Потеря сигнала: нерассказанная история невероятного взлета и впечатляющего падения BlackBerry», это фирменный стиль Джонсона, который поднимает материал на новый уровень.
В обрывочной чувствительности в стиле DIY, также принятой в «Грязь» 2013 года и «Операция Лавина» 2016 года. перспектива безумна, а камера дрожит, используя бесконечные ручные комические зумы, чтобы усилить своего рода мнимодокументальную хитрость. Его персонаж одержим сильными мужчинами из кино в таких произведениях, как «Уолл-Стрит» и «Гленгарри Глен Росс», однако этот фильм высмеивает именно этот образ, обнажая внутреннюю пустоту.
Все зрители вовлечены в шутку, полностью осознавая падение BlackBerry; то, как Джонсон приглашает нас подшутить над историей и ее игроками, поначалу кажется странным, но вскоре становится второй натурой (в конце концов, сам телефон получил название «CrackBerry» и считается первым смартфоном, вызывающим привыкание). Там, где, возможно, должно быть раздражающим, что режиссер играет такого преувеличенно тупоголового персонажа, созданного им самим, привлекающим внимание изобретением (настоящий Фрегин выглядит как хороший человек, которому вы готовы платить налоги), этот слой беллетризации только улучшает комические биты. Добавьте к этому насмешливую электронную музыку Джея Маккэррола и то, как инженеры компании продолжают поднимать очки, которые уже высоко на переносице, и вы получаете что-то бесспорно забавное, но в то же время не подлое.
Это не тот фильм, в котором изображенные люди были бы счастливы или польщены своим изображением; «Лазарид» Барушеля — пустяк с острой нехваткой харизмы, в то время как «Балсилли» Хоуэртона — это комикс Макиавелли хищной непохожести. Тем не менее, наряду с Джонсоном, это центральное трио продемонстрировало блестящую игру в фильме, который, кажется, в значительной степени не заботится о личной предыстории или деньгах. Барушель, в частности, играет вещи поразительно маленькие — не, гм, звоня по телефону, а скорее действует как аккуратный и необходимый прямой фон для мании величия двух других главных героев.
Это все довольно увлекательная история, о которой мы даже не подозревали, что она нас заинтересует — как в личном, так и в профессиональном плане потребность в бесконечных инновациях, чтобы оставаться актуальными, в лучшем случае утомительна, а в худшем — разрушает душу, отнимает вы способности расслабиться и жить в данный момент. Здесь успех одного всегда означает поражение другого, и в этом кроется глубоко удручающая проблема, лежащая в основе капитализма. BlackBerry не первая жертва этого и не последняя. И когда наше внимание привлекает новая блестящая игрушка, мы, не колеблясь, покупаем следующую лучшую блестящую вещь.
Рейтинг: В+
Премьера BlackBerry состоялась в 2023 году. Берлин Международный кинофестиваль. IFC Films выпустит его в Поздняя дата.
Зарегистрироваться: Будьте в курсе последних новостей кино и телевидения! Подпишитесь на нашу рассылку по электронной почте здесь.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.indiewire.com/2023/02/blackberry-review-matt-johnson-1234811136/