Вскоре после того, как датский священник в центре «Годленда» впервые попадает в Исландию, он падает на колени. До конца этого коварного, жестокого фильма он будет продолжать шататься и падать, преодолевая суровую погоду, неумолимую землю, свое трудное предприятие и, самое главное, свое тщеславное эго. Его выбрали основать новую церковь в небольшой исландской общине, но где-то во время своих путешествий он забыл этот важный урок о гордыне, разрушении и надменных духах.
История веры и борьбы, действие которой происходит в конце 19-го века, «Годленд» отслеживает священника Лукаса (эффективный Эллиот Кроссет Хоув), когда он плывет в Исландию, которую он преодолевает на лошади, пешком и, наконец, на носилках. Внешне его миссия знакома. Церковь будет продвигать веру и оказывать услуги прибрежной пастве, поручение, которое он берет на себя с уверенностью, стопку тяжелых книг и большой, громоздкий фотоаппарат, который он привязывает к своей спине (свой крест нести). Он надеется сфотографировать людей, которых встретит во время своей экспедиции, нелепая, парадоксальная идея для человека, который оказывается совершенно неспособным видеть окружающий мир.
Грубая красота этого мира имеет решающее значение для привлекательности фильма и его идей. Сценарист и режиссер Хлинур Пальмасон родился в Исландии, и он быстро и проницательно использует природные достопримечательности страны с того момента, как Лукас шатается по угрюмому серому пляжу, а ветер хлещет его худое, одетое в черное тело. «Вы должны приспособиться к обстоятельствам страны и ее народа», — предупредил Лукаса пожилой священник, чья самонадеянная уверенность остается непоколебимой, даже когда он слышит, что на острове недавно произошло извержение вулкана. Подобно бесчисленным путешественникам, он намеревался завоевать землю, которую нелегко покорить.
Это лето, когда Лукас прибывает в Исландию и отправляется верхом с полдюжиной других, включая переводчика (Хилмар Гудьонссон) и бдительного местного проводника Рагнара (Ингвар Сигурдссон). Через дикие, географически разнообразные просторы низменностей, плато и зубчатых гор отряд неуклонно продвигается вперед. Это трудное и опасное путешествие, которое еще больше усложняет Лукас, чья самоуверенность — врожденная или привитая — быстро превращается в опасное своеволие. По мере того, как Пальмасон неуклонно рисует портрет страны одним панорамным изображением за другим, разум и физическое здоровье Лукаса рушатся. Он принимает опрометчивые решения, подвергает опасности других и молится об избавлении.
Построенная на визуальных и тематических контрастах, включая дух и плоть, основная часть истории примерно разделена между путешествием Лукаса на побережье и тем, что происходит после его прибытия. Путешествие — самая сильная, самая откровенная часть, и крайности земли — ее красоты и опасности, ее покрытые мхом зеленые просторы и выходы черной лавы, ее бездонные ущелья и широкие равнины — задают тон и настроение, раскрывая характер Лукаса грань за гранью. . Работая с квадратным соотношением сторон и выразительно используя общие планы, которые могут превратить путешественников в точки, Палмасон подчеркивает величие этого места и ничтожность тех, кто его пересекает.
«Земля богов» затрагивает несколько пересекающихся тем — веру, борьбу за веру, непостоянство бытия — с большей многозначительностью, чем глубиной. Это острое, сухо смешное, временами жестокое исследование человеческого высокомерия и слабости. И в то время как это может быть прочитано как критический комментарий к организованной религии (во что бы то ни стало, делайте), основное внимание Пальмасона повсюду остается на индивидуальных неудачах Лукаса, его угрюмом характере, безрассудном нетерпении и упрямстве. Он забавно-странный, иногда нелепый, отталкивающий персонаж, и самая смелая черта Палмасона и его актера заключается в том, что они никогда не пытаются сделать вас похожими на Лукаса, что заставляет вас задуматься, где вы должны расположить свои симпатии.
Эта неопределенность нарастает по мере продолжения путешествия, приятно усложняя историю и наполняя ее тревожным гулом напряжения. Дурак Лукас или просто глупец, злодей или жертва? Пальмасон продолжает задавать эти вопросы после прибытия священника и других путешественников. Там, в чрезмерно затянутом финальном отрезке, Лукас наблюдает за строительством церкви и вступает во все более сложные отношения с семьей, в которой есть беспокойная дочь брачного возраста (Вик Кармен Сонн) и зоркий патриарх (тихий харизматичный Якоб Хауберг Ломанн). .
Заключительный раздел «Земли богов» привлекателен и имеет убедительно укоренившееся чувство людей и места, а также некоторые застенчивые расцветы кинопроизводства (включая трудолюбивые замедленные изображения мертвой лошади, разлагающейся в течение времени года). Тем не менее, этот более поздний отрезок не является продуктивным расширением всего того, что произошло ранее во время путешествия Лукаса — той определяющей интермедии, когда он столкнулся с миром природы и его великолепием и катастрофически превратил божественность Земли в самовозвеличивающееся несчастье.
Годленд
Без рейтинга. На датском и исландском языках с субтитрами. Продолжительность: 2 часа 23 минуты. В театрах.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2023/02/02/movies/godland-review.html