Промышленный комплекс принцесс обычно ассоциируется с Диснеем и его процессией королевских девушек и женщин от Белоснежки до Ариэль и Тианы. Эта категория также хорошо работает со всеми другими якобы взрослыми развлечениями о девушках и женщинах с тяжелыми коронами. Немногие когда-либо кажутся довольными своим положением в жизни, и в то время как некоторые находят принца и обеспечивают себе долго и счастливо, другие ломаются, а третьи совершают невероятные великие побеги.
«Корсаж» — смелый, наглядный и гениально анахроничный портрет императрицы в запутанном бунте, созданный австрийским режиссёром Марией Кройцер. Бунтарь — завораживающая Вики Крипс — императрица Австрии и королева Венгрии Елизавета Амалия Евгения (1837–1898). Выйдя замуж в 16 лет за Франца Иосифа, правителя Австро-Венгерской империи, Елизавета сейчас имеет двоих детей, свиту слуг и никаких явных забот. Прославленная красавица, она носит тугие корсеты и великолепные платья, придерживается режима регулярных упражнений и диеты, которая часто состоит из говяжьего бульона и тончайших апельсиновых ломтиков.
Элизабет тонка, как шепот, но что-то кроме тщеславия и светских нравов разъедает ее — скука, отчаяние, чувство бесцельности — вызывая беспокойную рябь в ее жизни. «Она так меня пугает», — робко шепчет служанка Элизабет, которую впервые увидели погруженной в королевскую ванну, и камера направлена на нее. Ее глаза открыты, и она зажимает нос, синхронизируя дыхание якобы по состоянию здоровья. Это и полезное упражнение, и подходящая метафора для «корсажа» (это слово также означает лиф женского платья), особенно учитывая склонность Элизабет туго зашнуровать свой корсет, который испытывает ее само дыхание.
Киномеханик рассказывает о новом сезоне наград
Оскары не раньше марта, но кампании уже начались. Кайл Бьюкенен освещает фильмы, личностей и события на этом пути.
Действие «Корсажа» происходит в течение нескольких месяцев, начиная с конца 1877 года, когда Элизабет исполняется 40 лет. У нее предсказуемо изнеженная, роскошная жизнь. (Локации включают в себя дворец Габсбургов в Вене, бывшую главную резиденцию титулованной династии.) «Крейцер» — это ее пятый художественный фильм — с самого начала намечает координаты повседневной жизни Елизаветы, живо представляя ее роскошь, но также, что немаловажно, , позволяя вам увидеть, как легко Элизабет чувствует себя в этом разреженном мире. Понятно, что она ни в чем не нуждается, по крайней мере, материально. По тому, как она держит голову, направляет взгляд и нетерпеливо разговаривает со своими горничными и фрейлинами, также очевидно, что она не раздражается своими правами.
С остроумием, хладнокровием и плавной точностью Крейцер следит за Элизабет в следующие насыщенные событиями месяцы. 40-летие становится трудной вехой для королевы и нарушает ее жизнь, хотя и не всегда в худшую сторону. Она уже стала предметом сплетен во дворце и за его пределами, а ее вес, привычки и внешность могут заставить болтать языки. Давление старения только усугубляет ситуацию. В 40 лет, говорит Элизабет голосом за кадром, вскоре после того, как она задула свечи в честь своего дня рождения, «человек начинает рассеиваться и тускнеть». Ее горе ощутимо, и это неудивительно, учитывая жуткую, немного комичную, почти угрожающую песню, которую Франц Иосиф (Флориан Тейхтмайстер) и другие поют ей в день ее рождения: «Пусть она останется красивой».
В слове «остаться» есть сложный узел, который предполагает, что Элизабет никогда не разрешается меняться. Это подчеркивается ее регламентированной жизнью — с ее ритуалами почтения, протоколами, тихой и жестокой силой — которая построена так, чтобы поддерживать институт монархии и божественное право королей, даже когда современный мир содрогается снаружи. Часть напряженности в истории связана с ролью Элизабет в двойной монархии империи, что делает ее лидером двух стран, в отношении которых она не имеет права голоса. Ее царство — это комнаты, которые она занимает; ее подданные, ее сотрудники. Она присматривает за своими детьми, но король Франц Иосиф.
Восстание Элизабет не является явным и очевидным; оно приходит поэтапно, в мелких и крупных жестах, в украдкой сигаретах, безрассудных флиртах и диких галопах по дальним полям. На Крипс приятно смотреть в движении, будь она в седле, скрещивает мечи или просто уходит с ужина. Но она виртуоз неподвижности, и временами она напоминает старых голливудских сфинксов, таких как Гарбо и Дитрих, чьи непостижимые лица работали как чудесные экраны, на которые можно было проецировать любые фантазии. Тем не менее Крипс также является исполнителем настоящего момента, жестами и другими вещами, что идеально подходит для персонажа, застрявшего между старым миром и новым, между привилегиями, которые одновременно возвышают и душит ее.
«Корсаж» открывается и закрывается, когда Элизабет сталкивается с водянистыми пустотами, двусмысленными видениями, которые говорят о ее желании перемен, возможно, превосходства. Видения побега пронизывают истории о несчастно изнеженных женщинах. Однако редко позолоченные агонии, особенно принцесс и королев, преподносят настоящие сюрпризы, отчасти потому, что что-то слишком чуждое может разрушить прибыльную (достойную выпивки) иллюзию относительной королевской семьи. Крейцер сохраняет критическое расстояние от Элизабет; она сочувствует и скептически относится к персонажу и проницательно не пытается превратить ее в мученицу или образец для подражания феминистки. Сделать Элизабет интересным человеком оказывается более чем достаточно, подвиг, который Крейцер и Крипс совершают с ослепительным эффектом.
Корсаж
Не оценено. Продолжительность: 1 час 53 минуты. В театрах.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2022/12/22/movies/corsage-review-vicky-krieps.html