Роман Герберта представляет собой большой сочный кусок книги, тщательно детализированное и увлекательное фэнтези о вере и сомнении, выживании и борьбе, идеализме и нигилизме. Герберт был выдающимся строителем миров и, опираясь на удивительные ссылки, создал фантастическое царство. Результаты достаточно необычны, чтобы вызвать любопытство, а иногда и чувство удивления, даже несмотря на то, что история сохраняет связь с реальностью за пределами своих страниц. Это плотный палимпсест, на который оказали влияние самые разные элементы – от греческой мифологии до шекспировской трагедии и юнгианской психологии. Снова и снова, особенно в изображениях враждебной среды и религиозного фанатизма, это может показаться предупреждением и по сей день.
Подход Вильнева к адаптации романа, по сути, представляет собой подход разумной дистилляции. Как и в первом фильме, «Часть вторая» плавно развивает сюжет (за ним легко следить), как через диалоги, так и через последовательности действий, которые соответствуют духу книги, ее всеобъемлющей повествовательной линии, атмосфере и странностям. Диалоги звучат естественно, даже когда персонажи разбрасываются такими именами, как Бене Джессерит, таинственное религиозное женское общество, которое приобретает большее значение во «Части второй». Что особенно важно, последовательность действий не останавливает фильм и не делает остальную его часть несущественной. Популярные приключенческие фильмы часто переключаются между поясняющими и боевыми сценами с утомляющей предсказуемостью; здесь все течет.
«Дюна», наконец, стала военной историей, как и многие современные экранные зрелища, и вскоре после «Второй части» начинают падать тела. В стремительном начале солдаты Харконненов во главе с лысым крикуном по имени Зверь Раббан (Дэйв Баутиста) спускаются на землю пустыни со своих летательных аппаратов. Солдаты, одетые в громоздкую форму, из-за которой они кажутся такими же неуклюжими, как глубоководные водолазы старой школы, кажутся слишком неуклюжими, чтобы сражаться с фрименами, ловкими бойцами с паркурными движениями и козлиным балансом. Однако Вильнев хорош в сюрпризах и знает, как организовать контрасты — свет и тьму, необъятность и ничтожность — чтобы создать интерес и напряжение. Вскоре Харконнены стремительно взлетают в воздух, и дело происходит.
«Часть вторая» движется с сопоставимой ловкостью, несмотря на всю весомость, византийские сложности и запутанные заговоры, разделяемые разными фракциями. Сиквел возвращает ряд знакомых лиц, в том числе Джоша Бролина в роли сторонника Атридесов Гурни Халлека и Стеллана Скарсгарда в роли чудовищного барона. Лидер Дома Харконнен, Барон проводит большую часть своего времени, убивая своих приспешников или маринуя свое часто обнаженное, массивное сферическое тело в ванне с чем-то, похожим на сырую нефть. Раббана, его неумелого племянника, вскоре затмевает самое яркое пополнение отряда «Дюна», еще один племянник, Фейд-Раута, зловред, которого играет неузнаваемый, совершенно жуткий Остин Батлер.
Столь же призрачно белый и, казалось бы, безволосый, как и его дядя, Фейд-Раута выглядит как разросшийся червь. Он воин и ничуть не хуже своего дяди. И все же он не обычный сексуальный антигерой, несмотря на изгибы мускулов Батлера и его чувственные надутые губы, и персонаж остается тревожным повествовательным знаком вопроса. Фейд-Раута становится соперником Пола, но он также служит аналогом огромных песчаных червей, которые путешествуют под поверхностью Арракиса и производят бесценный природный ресурс планеты, известный как меланж или специи. Столь же важная, как нефть, такая же вызывающая привыкание, как вкус, пряность сверкает, как пыльца пикси, меняет сознание, делает глаза ярко-синими, но в основном она поддерживает работу этой вселенной — и яростное бурление.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2024/02/29/movies/dune-part-two-review.html