В музыкальную подборку включены некоторые номера, которые Сакамото ранее не исполнял в сольных фортепианных аранжировках, например «The Wuthering Heights» (составленная в качестве темы для фильм 1992 года). Есть новые аранжировки старых песен, таких как «Tong Poo», которая впервые была выпущена как сингл с дебютного синти-поп-альбома группы Сакамото Yellow Magic Orchestra 1978 года. И есть знакомые фавориты, особенно «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», написанное для фильма 1983 годав котором Сакамото также снялся вместе с Дэвидом Боуи.
Но для меня песни не являются целью «Опуса». Операторская работа, перформанс, освещение и музыка — все это представляет собой нечто большее, чем отдельные части. Одним из слышимых элементов является использование Сакамото педалей, которые на рояле имеют разное назначение, и все они предназначены для изменения жизни и тембра ноты.
Повсюду слышно тихое педалирование Сакамото, и это заставило меня задуматься о взаимосвязи времени с самой музыкой. Фортепиано – это два вида инструментов в одном: ударный и струнный. Маленькие молоточки ударяют по стальным струнам, заставляя их реверберировать, а звук усиливается корпусом фортепиано. (В какой-то момент Сакамото манипулирует некоторыми струнами с помощью маленьких штифтов, в результате чего из инструмента выходит совершенно другой звук.) Длина ноты определяется тем, как долго струна может вибрировать, но каждая нота в конечном итоге будет вибрировать. вымирают, естественный физический процесс, идущий своим чередом.
В таком фильме, как «Опус», это приобретает новый смысл. Карьера Сакамото длилась почти 45 лет, и ее резонанс широк, откликаясь на жанры и поколения. Музыканты, вдохновленные творчеством Сакамото, теперь создают свою собственную музыку. В каком-то смысле его разум и ухо будут вибрировать еще долгое время.
Некоторые люди говорят, что после смерти вы скрываетесь по земле как призрак, пока не умрет последний человек, знавший вас, и ваша память полностью исчезнет. Кажется, это связано с тем, как работает пианино: даже после того, как палец убирается с клавиши, струна гудит с затухающим звуком, пока не утихает и не забывается. В самом конце «Опуса» играет фортепиано, клавиши по очереди нажимают, но самого Сакамото уже нет. Его музыка, как предполагается, — это то, что продолжает жить.
Последние слова, которые появляются на экране в фильме, — «Ars Longa, Vita Brevis». Искусство длинное; жизнь коротка. Для тех, у кого есть талант поколения, одно переживет другое. А искусство — как «Рюичи Сакамото: Опус» и исполнение в нём — это то, что в конечном итоге сохраняет память о художнике.
Рюичи Сакамото: Опус
Без рейтинга. На японском языке, с субтитрами. Продолжительность 1 час 43 минуты. В театрах.
Аудио создано Джек Д’Исидоро.
Текст выше является машинным переводом. Источник: https://www.nytimes.com/2024/03/14/movies/ryuichi-sakamoto-opus-review.html